Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (23) (2021)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2500-1957-2021-3-29-35
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТОХАСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Изучение элементов стохастики в школе знакомит учащихся с вероятностно-статистическими методами, которые способствуют исследованию изменчивости и сложности политических, экономических, общественных процессов. Прикладные возможности вероятностно-статистических методов, осваиваемые школьниками, обуславливают формирование у них «нового мировоззрения». Б.В. Гнеденко рассматривая понятие «статистическое мышление», причислял к нему качества, характеризующие «новое мировоззрение». Так, к характерным чертам «нового мировоззрения» им были отнесены: «Понимание того, что в мире случайного есть свои закономерности; умение, пользуясь простейшими из этих закономерностей моделировать случайные явления и прогнозировать их исходы; умение и привычка за обобщающими вероятностными понятиями видеть их статистическую природу; умение анализировать большие совокупности с помощью вероятностно-статистических законов и содержательно интерпретировать полученные результаты» [1]. Учащиеся, выполняя на уроках математики оценку вероятностной природы явлений окружающей действительности и применяя её результаты в дальнейшем, приобретают мировоззренческий опыт. Специфика мировоззрения заключается в том, что оно выражает характер мыслительной деятельности, отношение человека к миру, проявляясь в его практической деятельности. В связи с чем проблема развития стохастического мировоззрения учащихся 10-11 классов является крайне актуальной. Особенностью стохастического мировоззрения является формирование у старшеклассников положительного отношения к случайностям, умений устанавливать межпредметные связи и прогнозировать поведение объектов в окружающей среде. Вследствие планомерного изучения случайных событий, случайных величин с последующим установлением межпредметных связей, у учащихся выстроится миропонимание, произойдет переосмысление механизмов функционирования мира. Стохастическое мировоззрение формируется на основе получаемого индивидуального опыта и набора специфических стохастических знаний, а под воздействием стохастического мировоззрения у старшеклассников будет формироваться объективный взгляд на мир и жизненная позиция.
THE MAIN STAGES OF THE FORMATION OF A STOCHASTIC WORLDVIEW OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN A SECONDARY SCHOOL
Studying the elements of stochastics at school introduces students to probabilistic-statistical methods, which contribute to the study of variability and complexity of political, economic, social processes. Applied capabilities of probabilistic-statistical methods, mastered by pupils, determine the formation of their "new worldview". B.V. Gnedenko, considering the concept of "statistical thinking", attributed to it the qualities that characterize the "new worldview". Thus, to the characteristic features of the "new worldview" he attributed: "understanding that the world of the random has its own regularities; the ability, using the simplest of these regularities to model random phenomena and predict their outcomes; the ability and habit behind the generalizing probabilistic concepts to see their statistical nature; the ability to analyze large populations with probabilistic-statistical laws and meaningfully interpret the results" [1]. Students performing an assessment of the probabilistic nature of the phenomena of the surrounding reality and application of its results in the future, acquire a worldview experience in mathematics lessons. The general specificity of the worldview is that it expresses the nature of the thinking activity, the attitude of man to the world, manifesting itself in his practical activities. In this regard, the problem of the development of stochastic worldview of students in grades 10-11 is extremely relevant. The peculiarity of the stochastic worldview is the formation of high school students' positive attitude to randomness, the ability to establish interdisciplinary connections and predict the behavior of objects in the environment. In the consequence of systematic study of random events, random variables, followed by the establishment of interdisciplinary relationships, students will build a worldview, there will be a rethinking of the mechanisms of the world functioning. Stochastic worldview will be formed on the basis of received individual experience and set of specific stochastic knowledge, and under the influence of stochastic worldview high school students will form objective view of the world and life position.
Список литературы
-
Гнеденко Б.В. Статистическое мышление и школьный курс математики // Новое в школьной математике. М.: Знание, 1972. С. 165-180.
-
Карелина И. Е. Формирование мировоззрения учащихся при изучении геометрии в старших классах естественнонаучного профиля обучения: дис.. канд. пед. наук. Москва, 2005.
-
Морозова М.И. Формирование научного мировоззрения у учащихся при обучении общей биологии: дис.. канд. пед. наук. СПб., 2005.
-
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (Минэкономразвития России). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения 23.03.2021).
-
Сластенин В. А. Психология и педагогика. Москва: Издательство Юрайт, 2021.
-
Федеральный государственный образовательный среднего общего образования (Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/(дата обращения 28.04.2021).
-
Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности. Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2009.
-
Shcherbatykh S., Lykova K. Digitalization of Mathematical Education and its Influence on the Formation of Stochastic Worldview through the Development of Probabilistic Thinking Style // Informatization of Education and E-learning Methodology: Digital Technologies in Education IEELM-DTE 2020. Vol. 2770. Pp. 96-102.