Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (23) (2021)
УДК 378.147.000
DOI 10.24888/2500-1957-2021-3-44-50
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В соответствие с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования выпускники высших учебных заведений должны уметь использовать свои знания на практике, быть способными к анализу ситуации, к принятию компетентных решений, к самоорганизации и саморазвитию, а также к работе в команде. Однако, на пути к достижению этих целей высшей школе приходится преодолевать сегодня множество проблем: недостаточный уровень знаний и умений абитуриентов, отсутствие у них мотивации к учебе, сокращение аудиторных часов по дисциплинам и прочие. Изучение математики в технических вузах ведется, как правило, на младших курсах. Поэтому преподавателю математики необходимо пробудить интерес студентов к предмету и учебе в целом, преломить сложившийся у многих еще со школьной скамьи стереотип о том, что математика настолько сложный предмет, что разобраться в нем невозможно. Для успешного решения всех этих задач недостаточно использовать только традиционные авторитарные технологии обучения, нужен индивидуальный подход к каждому студенту, основанный на учете его личностных качеств, уровня подготовки по предмету и способностей к обучению. Таким образом, возникает необходимость в применении личностно-ориентированных технологий обучения, к которым относятся обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, «портфель ученика» и другие. Описанию этих технологий посвящены многие педагогические труды, на их основе разработаны различные методики, успешно применяющиеся как в общеобразовательной, так и в высшей школе. В статье предлагается к рассмотрению используемая автором в преподавании математики в Омском государственном университете путей сообщения методика, основанная на сочетании метода проектов, обучения в сотрудничестве и разноуровневого обучения. Дается пример проектного задания для студентов, выполняемого ими в малых группах (командах), сформированных с учетом уровня знаний и способностей. Приводятся некоторые результаты использования данной методики.
THE USE OF PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES IN TEACHING MATHEMATICS TO STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY
In accordance with the current Federal State Educational Standards of Higher Education, graduates of higher educational institutions should be able to use their knowledge in practice, be able to analyze the situation, make competent decisions, self-organization and self-development, as well as work in a team. However, on the way to achieving these goals, higher education has to overcome many problems today: the insufficient level of knowledge and skills of applicants, their lack of motivation to study, reduction of classroom hours in disciplines, and others. The study of mathematics in technical universities is conducted, as a rule, in junior courses. Therefore, the teacher of mathematics needs to awaken the interest of students in the subject and study in general, to break the stereotype that many have developed since school that mathematics is such a complex subject that it is impossible to understand it. To successfully solve all these problems, it is not enough to use only traditional authoritarian teaching technologies, we need an individual approach to each student, based on taking into account his personal qualities, the level of training in the subject and learning abilities. Thus, there is a need for the use of personality-oriented learning technologies, which include collaborative learning, the project method, multi-level training, the "student portfolio" and others. Many pedagogical works are devoted to the description of these technologies [4,5], various methods have been developed on their basis, which are successfully used both in general education and in higher education. The article proposes to consider the methodology used by the author in teaching mathematics at the Omsk State University of Railways, based on a combination of the project method, collaborative learning and multi-level learning. An example of a project task for students is given, which they perform in small groups (teams) formed taking into account the level of knowledge and abilities. Some results of using this technique are presented.
Список литературы
-
Голованова И.И., Донецкая О.И. Роль проектных технологий в развитии гражданских компетенций и творческом саморазвитии личности // Образование и саморазвитие. Научный журнал. 2014. № 1. С.120-126.
-
Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. М.: Экономическая школа, 2001.
-
Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.
-
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
-
Якиманская, И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Академия, 2000.