Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (23) (2021)
УДК 371.710.000
DOI 10.24888/2500-1957-2021-3-68-73
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Цифровизация образования предполагает развитие цифровой грамотности школьников. Актуальной задачей педагогической науки и практики сегодня является создание здоровьесберегающего информационно-образовательного пространства. Решение проблемы сохранения и развития здоровья школьников в мире цифровых технологий предполагает формирование у обучающихся системы научно-практических знаний и умений, которые способствуют признанию подрастающим поколением ценностного отношения к здоровью. Фундаментальной основой, которая обеспечивает понимание специфики цифровой реальности и организации своей деятельности в ней на рациональной основе, является цифровая грамотность обучающихся. Цифровая грамотность представлена в своей концептуальной модели несколькими компонентами. Она реализует собой внутренний ресурс для создания здоровьесберегающего информационно-образовательного пространства, предполагает овладение школьниками цифровыми навыками, а также способствует реализации образовательного, развивающего и воспитательного потенциала цифрового информационного-образовательного пространства. Когнитивные и поведенческие знания школьников об особенностях цифровых технологий способствуют формированию мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья; эффективную самооценку деятельности, способность к саморегулируемому целеполаганию в достижении образовательных результатов. Цифровая грамотность позволит школьникам организовать свою деятельность комфортно и безопасно. Школьники будут готовы самостоятельно оценивать, фильтровать и выбирать безопасный, полезный контент, использовать цифровые устройства с выполнением медицинских и санитарно-гигиенических норм, тем самым избегая переутомления и хронической усталости, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, которые связаны со случаями кибербуллинга, мошенническими схемами киберпреступников, избегать эмоционального дискомфорта, вызванного взаимоотношениями с другими обучающимися, грамотно взаимодействовать с цифровым контентом на основе сформированных знаний о правовой культуре цифровой образовательной среды, обеспечивать защиту информации и личных данных, планировать свое профессиональное развитие в русле стратегически приоритетных направлений науки и технологий и т.д.
DIGITAL LITERACY AS A BASIS FOR CREATING A HEALTH-SAVING INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE
The digitalization of education involves the development of digital literacy of schoolchildren. The actual task of pedagogical science and practice today is the creation of a health-saving information and educational space. The solution to the problem of preserving and developing the health of schoolchildren in the world of digital technologies presupposes the formation of a system of scientific and practical knowledge and skills in schoolchildren that contribute to the recognition of the value attitude to health by the younger generation. The fundamental basis that provides an understanding of the specifics of digital reality and the organization of their activities in it on a rational basis is the digital literacy of students. Digital literacy is represented in its conceptual model by several components. It is an internal resource for creating a health-saving information and educational space. It assumes the possession of digital skills by schoolchildren, and also contributes to the realization of the educational, developmental and educational potential of the digital information and educational space. A student's cognitive and behavioral knowledge of the features of digital technologies contributes to the formation of motivation to maintain and strengthen their health; effective self-assessment of activities, the ability to self-regulate goal-setting in achieving educational results. Digital literacy will allow schoolchildren to organize their activities comfortably and safely. Students will be ready to independently evaluate, filter and select safe, useful content, use digital devices in compliance with medical and sanitary and hygienic standards, thereby avoiding overwork and chronic fatigue, adequately respond to stressful situations associated with cases of cyberbullying, fraudulent schemes of cybercriminals, avoid emotional discomfort caused by relationships with other students, competently interact with digital content based on the formed knowledge about the legal culture of the digital educational environment, ensure the protection of information and personal data, plan your professional development in line with strategically priority areas of science and technology, etc.
Список литературы
-
Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Концептуальная модель понятия цифровой грамотности // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 47-73. doi: 10.32744/pse.2020.4.4.
-
Исхакова И.И., Фахрутдинова А.В. Информационно-образовательное пространство учреждений среднего профессионального образования // Образование и право, 2021. №4. С. 315-319. doi: 10.24412/2076-1503-2021-4-315-319.
-
Логунова Н.Ю., Фокина Л.В. Здоровьесберегающие технологии вуза в условиях дистанционного обучения: понятие, принципы, инструменты // Образование и право, 2021. №1, С. 200-207. doi: 10.24411/2076-1503-2021-00033.
-
Mukhametzyanov Iskandar Sh. Digital educational environment, health protecting aspects // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2019. №12(9). С. 1670-1681.
-
Muminova, L., & Sharipova, D. Improving health-saving knowledge of learners by using health-saving technologies// European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2020. Vol. 8. №5. P. 22-25.