Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»

Аннотации статей.

Абатурова Вера Сергеевна, Дятлов Владимир Николаевич. НАУЧНЫЙ МЕТОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЯ МОДЕЛИРОВАТЬ РЕАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ И ПРОЦЕССЫ

В статье представлены промежуточные результаты исследования проблемы формирования у учащихся умения моделировать реальные ситуации как одного их элементов математической грамотности на основе научного метода, позволяющего строить обучение сложному математическому знанию. Показано, что для формирования указанного умения необходимо включить в методику обучения учащихся метод математического моделирования как способ научного познания и средство решения мотивационно-прикладных учебных задач. Отмечается, что принцип научности, являющийся одним из основных принципов обучения, при этом развивается в сторону реализации важного требования к содержанию - ознакомления учащихся с методами научного познания, что недостаточно исследовано в педагогике. В статье получены следующие результаты: раскрыта суть авторского понимания метода математического моделирования, адаптированного для решения учебных мотивационно-прикладных задач; уточнено определение мотивационно-прикладной учебной задачи; представлена структура метода математического моделирования в соотношении со структурой научного метода решения реальных научных задач; предложена структура методической деятельности учителя при конструировании, проведении и анализе урока совершенствования субъектного опыта учащихся в решении мотивационно-прикладных задач; отмечены примеры реализации данного подхода при работе авторов статьи со школьниками и учителями Республики Северная Осетия-Алания.
The article presents the intermediate results of the study of the problem of the formation of students' ability to model real situations as one of the elements of mathematical literacy based on a scientific method that allows them to build training in complex mathematical knowledge. It is shown that in order to form this skill, it is necessary to include in the teaching methodology of students the method of mathematical modeling as a method of scientific cognition and a method of solving motivational and applied educational tasks. It is noted that the principle of scientific knowledge, which is one of the basic principles of teaching, is developing towards the implementation of an important requirement for the content - familiarization of students with the methods of scientific cognition, which is insufficiently researched in pedagogy. The article reveals the essence of the author's understanding of the method of mathematical modeling adapted for solving educational motivational and applied tasks, clarifies the definition of the motivational and applied educational task, presents the structure of the method of mathematical modeling in relation to the structure of the scientific method of solving real scientific problems, suggests the structure of the methodical activity of the teacher in the design, conduct and analysis of the lesson improving the subjective experience of students in solving motivational and applied tasks, examples of the implementation of this approach in the work of the authors of the article with schoolchildren and teachers of the Republic of North Ossetia-Alania are noted.

Газарян Роберт Мехакович, Симоновская Галина Александровна. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «БИКФОРДОВ ШНУР» В ЗАДАЧАХ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКИ

Математическая подготовка школьника осуществляется не только на учебных занятиях, но и в ходе организации внеурочной деятельности по предмету. Разрабатываемые курсы направлены на подготовку к успешному прохождению обучающимися итоговой аттестации, участию школьников в олимпиадах, конкурсах и на выбор будущей профессии. Руководствуясь требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, озвученными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, были выделены требования, направленные на формирование у школьников умений применять полученные знания при решении различных задач, находить нестандартные способы их решения. В ходе исследования были подобраны линейки математических задач повышенной трудности, каждая из которых имеет свой нестандартный подход в решении. Рассматривая суть предложенного авторорами эвристического приема решения «Бикфордов шнур», различные аспекты его применения, выделялась задача-тренажер, на которой апробировался впервые данный способ решения. В статье представлен один из наборов задач олимпиадного характера. Анализируются разнообразные конструкции из элементарной математики, которые при выполнении определенных действий сильно упрощаются и практически сразу приводят к верному ответу. Представленные в статье задачи, решаемые нетрадиционными методами (олимпиадного характера), могут быть использованы в практике работы учителя математики с целью формирования у школьников более высокого уровня предметных компетентностей. Установлены особенности конструирования содержания внеурочного обучения, ориентированного на освоение математической деятельностью с учетом типологии математических способностей, которое включает освоение математической теории, овладение математическими методами и моделями, развитие способности к выдвижению нестандартных идей.
Mathematical training of the student is carried out not only in the classroom, but in the course of organizing extracurricular activities in the subject. The developed courses are aimed at preparing students for the successful passage of the final certification, the participation of schoolchildren in olympiads, competitions and the choice of a future profession. Guided by the requirements for the results of mastering the basic educational program by students, voiced by the Federal State Educational Standard of Secondary General Education, requirements were identified aimed at developing in schoolchildren the ability to apply the acquired knowledge in solving various problems and find non-standard ways to solve them. In the course of the study, lines of mathematical problems of increased difficulty were selected, each of which has its own non-standard approach to solving. Considering the essence of each method, various aspects of its use, a simulator task was singled out, on which this solution method was tested for the first time. The article presents one of the sets of problems of the Olympiad nature. Various constructions from elementary mathematics are analyzed, which, when performing certain actions, are greatly simplified and almost immediately lead to the correct answer. The tasks presented in the article, solved by non-traditional methods (of an Olympiad nature), can be used in the practice of the work of a mathematics teacher in order to form a higher level of mathematical competencies in schoolchildren. The features of constructing the content of extracurricular education, focused on the development of mathematical activities, taking into account the typology of mathematical abilities, which includes the development of mathematical theory, mastery of mathematical methods and models, and the development of the ability to put forward non-standard ideas, are established.

Глебова Мария Владимировна, Селютин Владимир Дмитриевич, Яремко Наталия Николаевна. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ГРАФОВ

Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей математики к обучению школьников решению олимпиадных задач. В практике работы современной школы очень остро стоит вопрос об олимпиадных достижениях учащихся, которые невозможны без соответствующей подготовки учителей. В настоящее время констатируется высокая востребованность профессионалов, способных готовить школьников к решению олимпиадных задач. В то же время проведенные опросы позволяют сделать вывод о недостаточном формировании готовности студентов педагогического вуза - будущих учителей математики - к одному из видов их будущей профессиональной деятельности, а именно, обучению школьников решению олимпиадных задач. Мы предлагаем разработанную и апробированную методику подготовки будущих учителей математики к обучению решению школьников олимпиадным задачам. В качестве содержательной основы такой подготовки выбрана теория графов ввиду ее активного использования в олимпиадных задачах и, в то же время, лишь фрагментарного, не системного обучения основам теории графов в школьном курсе математики. Кроме того, мы выявили высокий познавательный интерес школьников к задачам такого сорта. В ходе педагогического исследования нами произведен отбор математического содержания, выполнено его структурирование, предложены формы, методы и средства обучения; произведена диагностика достигнутых результатов обучения студентов и школьников. В ходе эксперимента зафиксирована положительная динамика сформированности готовности студентов - будущих учителей математики - к обучению школьников решению олимпиадных задач, причем положительный образовательный результат достигался не за счет увеличения количества часов на конкретный учебный предмет, а эффективным и целенаправленным формированием математического содержания, адекватным выбором организационных форм обучения, среди которых большая роль принадлежала педагогической практике, кружковой работе. Зафиксирован рост числа решенных школьниками олимпиадных задач на применение теории графов. Результаты исследования позволяют сделать вывод об эффективности разработанной методики. В эксперименте приняли участие преподаватели Пензенского государственного университета; студенты педагогического института, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» профиля «Математика»; слушатели курсов переподготовки учителей при Пензенском государственном университете, а также учащиеся межшкольного городского факультатива при педагогическом институте ПГУ и школ г. Пензы.
The article is devoted to the problem of preparing future mathematics teachers to teach schoolchildren to solve Olympiad problems. In the practice of a modern school, the question of students' Olympiad achievements is very acute, which are impossible without appropriate teacher training. Currently, there is a high demand for professionals who are able to prepare schoolchildren for solving Olympiad tasks. At the same time, the conducted surveys allow us to conclude that there is insufficient formation of readiness of students of a pedagogical university - future teachers of mathematics - for one of the types of their future professional activity, namely, teaching schoolchildren to solve Olympiad problems. We offer a developed and proven methodology for preparing future mathematics teachers to teach students how to solve Olympiad problems. Graph theory was chosen as the substantive basis of such training due to its active use in Olympiad problems and, at the same time, only fragmentary, not systematic teaching of the basics of graph theory in the school mathematics course. In addition, we have revealed a high cognitive interest of schoolchildren in tasks of this kind. In the course of pedagogical research, we selected mathematical content, structured it, proposed forms, methods and means of teaching; made diagnostics of the achieved learning outcomes of students and schoolchildren. During the experiment, a positive dynamics of the formation of the readiness of students - future teachers of mathematics - to teach schoolchildren to solve Olympiad problems was recorded, and a positive educational result was achieved not by increasing the number of hours for a specific academic subject, but by effective and purposeful formation of mathematical content, an adequate choice of organizational forms of education, among which a large role belonged to pedagogical practice, circle work. An increase in the number of Olympiad problems solved by schoolchildren for the application of graph theory has been recorded. The results of the study allow us to conclude about the effectiveness of the developed methodology. The experiment was attended by teachers of Penza State University; students of the Pedagogical Institute studying in the direction of "Pedagogical education" of the profile "Mathematics"; students of teacher retraining courses at Penza State University, as well as students of the interschool city elective at the Pedagogical Institute of PSU and schools of Penza.

Дворяткина Светлана Николаевна, Сафронова Татьяна Михайловна, Евтеев Виктор Сергеевич. ЦИФРОВИЗИРОВАННЫЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ

Финансовая грамотность является одной из важных и значимых компетенцией современного выпускника. Формирование и развитие финансовой грамотности сегодня всё меньше основывается на традиционном фундаменте, и всё более зависит от инновационных технологий. Особое внимание в статье уделено интеграции игровых механизмов в процесс обучения математике. Ситуация пандемийного кризиса актуализовала проблему поиска новых форм и содержания научно-методического сопровождения педагогических работников по оказанию дополнительных образовательных услуг в контексте геймификации математического образования с эффектом развития финансовой грамотности. На этом фоне исключительно важным представляется повышение уровня финансовой образованности современных выпускников в целях эффективности принятия будущих решений в области личных и семейных финансов в частности, а также обеспечения инклюзивного роста национальной экономики в целом. Определено содержание научно-методического сопровождения педагогических работников по оказанию дополнительных образовательных услуг в контексте геймификации математического образования. В частности, предложена и реализована программа дополнительного профессионального образования для педагогов «Финансовая грамотность в фокусе современного математического образования»; разработаны дидактические решения и на их основе эффективные практики, внедряемые в школьный курс математики гуманитарного профиля (программы элективных курсов для школьников, деловые игры, веб-квесты, конспекты уроков по математике с элементами финансовой грамотности, конспекты занятий по внеурочной деятельности или фрагмент занятия с применением игровых технологий и пр.). Результаты исследования позволяют повысить уровень финансовой грамотности обучаемых гуманитарных направлений подготовки, мотивации достижений результатов, сформировать умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, строить свое будущее на основе целеполагания и планирования.
Financial literacy is one of the important and significant competencies of a modern graduate. The formation and development of financial literacy today is based less and less on a traditional foundation and is increasingly dependent on innovative technologies. Particular attention is paid to the integration of game mechanisms in the process of teaching mathematics. The situation of the pandemic crisis has actualized the problem of finding new forms and content of scientific and methodological support for teaching staff to provide additional educational services in the context of gamification of mathematical education with the effect of developing financial literacy. Against this background, it is extremely important to increase the level of financial education of modern graduates in order to make future decisions in the field of personal and family finance in particular, as well as to ensure inclusive growth of the national economy as a whole. The content of the scientific and methodological support of pedagogical workers for the provision of additional educational services in the context of the gamification of mathematical education is determined. In particular, the program of additional professional education for teachers "Financial literacy in the focus of modern mathematical education" was proposed and implemented; a didactic solution was developed and, based on it, effective practices that are introduced into the school course of mathematics in the humanities (programs of elective courses for schoolchildren, business games, web quests, abstracts of lessons in mathematics with elements of financial literacy, abstracts of lessons on extracurricular activities or a fragment of a lesson using gaming technologies, etc.). The results of the study make it possible to increase the level of financial literacy of students in humanitarian areas of training, motivation for achieving results, to form the ability to evaluate and argue their own point of view on financial problems, the desire to build their future on the basis of goal setting and planning.

Богун Виталий Викторович. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАКЕТОВ ДИНАМИЧЕСКИХ ВЕБ-СТРАНИЦ

При организации научно-исследовательской деятельности студентов вузов в процессе обучения математике в настоящее время одним из необходимых условий является применение различных средств информационно-коммуникационных технологий. Особую актуальность для организации образовательного процесса в вузе приобретают интеллектуальные системы обучения в виде расширенных версий систем электронного обучения. Данные системы предполагают самостоятельную деятельность обучающихся с использованием индивидуальных образовательных траекторий без активного вмешательства преподавателя на основе всестороннего использования ресурсов нейронной сети для формирования педагогической системы методологического единства и основ интеллектуального управления процессов обучения в формате триады «педагог - компьютер - обучающийся». Целью статьи является представление основных особенностей реализации различных алгоритмов обработки интерактивных визуальных форм на основе макетов статических и динамических веб-страниц. Особенность подхода состоит в том, что на базе формируемых массивов значений параметров исходных данных генерируются массивы значений параметров результатов обработки информации с дальнейшим представлением непосредственно исходного документа с возможностями сохранения данных одного или нескольких взаимосвязанных текстовых файлов, одной или нескольких взаимосвязанных таблиц реляционной базы данных. Практическая значимость состоит в организации самостоятельной деятельности студентов при реализации внеуадиторной научно-исследовательской деятельности с использование представленных макетов динамических веб-страниц для решения комплексных прикладных и профессионально-ориентированных задач применительно к исследованию различных процессов и явлений в соответствующей электронной образовательной среде, подразумевающей возможности полноценной интеграции варьируемых версий описанных макетов веб-страниц. Разработанные автором макеты динамических веб-страниц реализованы с применением интерпретируемого языка программирования PHP и системы управления реляционными базами данных MySQL.
As of now, the use of various means of information and communication technologies is a prerequisite for the organization of research activities of university students in the process of teaching mathematics. To organize the educational process within the framework of universities, it is advisable to use intelligent learning systems in the form of extended versions of e-learning systems that involve the independent activities of students using individual educational trajectories without the active intervention of the teacher based on the comprehensive use of neural network resources to form a pedagogical system of methodological unity and the foundations of intelligent management of learning processes in the format of a triad «teacher - computer - student». The article presents the main features of the implementation of various algorithms for processing interactive visual forms, presented as part of layouts of static and dynamic web pages, in which on the basis of generated arrays of values of parameters of initial data, arrays of values of parameters of information processing results are generated with further presentation directly within the original document with the possibility of storing data within one or several interconnected text files, one or several interconnected tables of a relational database. The organization of students' independent activities in the implementation of non-traditional research activities involves the use of presented models of dynamic web pages to solve complex applied and vocational-oriented problems for the study of various processes and phenomena within the framework of an appropriate electronic educational environment, which implies the possibility of full integration of varying versions of described layouts of web pages. The author's models of dynamic web pages are implemented using the interpreted PHP programming language and the MySQL relational database management system.

Дзюбенко Алла Леонидовна, Лосева Вероника Валентиновна. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ РАБОТЕ С СИСТЕМОЙ СПАРК-ИНТЕРФАКС

Статья посвящена формированию профессиональных компетенций и методическому обеспечению занятий по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов направления «Бизнес-информатика» по работе с информационно-аналитической системой СПАРК-Интерфакс, предназначенной для проверки контрагентов, выявления рисков в деятельности компании, проведению финансового анализа компаний и обнаружения их связей, методическим приемам, применяемым при системном анализе проблемы или объекта. СПАРК - это аналитическая система, которая создана по заказу банков России и на их средства. Информация, которую можно извлечь из системы, собирается и анализируется ею, а потом используется пользователями. Сегодня СПАРК лидирует среди информационно-аналитических систем и используется для проверки благонадежности компаний партнеров большинством компаний. Проблема получения в бизнесе свежих данных о компании всегда актуальна. Информационно-аналитическая система СПАРК позволяет получить необходимую информацию о любой интересующей вас компании. Технологии, используемые в работе системы, позволяют выявить аналитику, определить риски компании и грамотно выбрать контрагентов, получить действительно эксклюзивные данные не только о платежной дисциплине компаний, но и всю основную информацию, необходимую для работы с компанией. Система позволяет получить доступ, практически, в режиме одного окна как к нотариату и Росреестру, так и к данным кредитного бюро. Возможно и встраивание системы в любой бизнес-процесс. Цель работы - научить студентов качественно и грамотно реализовать процессы сбора, обработки и интерпретации полученной информации, критически анализировать, обобщать и систематизировать ее, использовать системный подход для решения поставленных задач, а также грамотно, логично, аргументировано формировать собственные суждения и оценки. Студенты учатся применять на практике современные методы выявления закономерности, использовать современные технологии анализа, обобщения и систематизации информации. Определять современное состояние программного обеспечения в своей профессиональной области. При работе с системой СПАРК у обучающихся формируется способность грамотно и профессионально использовать прикладное программное обеспечение при решении их профессиональных задач.
The article is devoted to the formation of competencies and methodological support of classes in the discipline "Information technologies in professional activities" for students of the direction of business informatics to work with the information and analytical system SPARK-Interfax, designed to check counterparties, identify risks in the company's activities, for conduct financial analysis of companies and discovering their connections. The possibilities of the SPARK system are considered and the necessity of its study in the educational process is substantiated. SPARK is an analytical system that was created by order of Russian banks and at their expense. The information that can be extracted from the system is collected and analyzed by it, and then used by users. Today, SPARK is the leader among information and analytical systems and is used to check the reliability of partner companies by most companies. The problem of obtaining fresh data about the company in business is always relevant. Information and analytical system SPARK allows you to get the necessary information about any company you are interested in. The technologies used in the operation of the system make it possible to identify analytics, determine the risks of the company and correctly select counterparties, obtain truly exclusive data on not only the payment discipline of companies, but also all the basic information necessary to work with the company. The system allows you to get access, practically, in a single window mode, both to the notary and Rosreestr, as well as to the data of the credit bureau. It is also possible to embed the system in any business process. The purpose of the work is to teach students to implement the processes of collecting, processing and interpreting the information received, critically analyze, generalize and systematize it, use a systematic approach qualitatively and competently to solve the tasks, as well as competently, logically, and reasonably form their own judgments and assessments. As a result of the work, students learn to put into practice modern methods for identifying patterns, use modern technologies for analyzing, summarizing and systematizing information. They may determine the current state of software in your professional field. When working with the SPARK system, students develop the ability to use application software competently and professionally in solving their professional problems.

Пучков Николай Петрович, Дорохова Татьяна Юрьевна. ИНФОРМАЦИОННАЯ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье показано, что в условиях ограниченных возможностей осуществления традиционной контактной работы с обучающимися, необходима разработка специализированных образовательных программ формирования как профессиональных, так и информационно-математических компетенций на уровне, превышающем простую модернизацию действующих образовательных программ. Перед системой образования стоит задача не только формирования профессиональных компетенций, но и передача культурных ценностей и традиций подрастающему поколению, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовных ценностей, исторических и культурных традиций. Целью данного исследования является выявление дидактических опор в условиях ограниченной возможности контактной работы с обучающимися, на примере обучения математике и информатике и влияния новых цифровых образовательных сервисов на трансформацию социальных ценностей студентов. Методология исследования опирается на научные теории профессионального становления будущих специалистов, принципы изменения их мировоззрения, расширения кругозора знаний, в зависимости от условий, продиктованных современностью. Проектирование таких программ следует осуществлять с учетом аксиологического подхода, путем формирования компетенций обучающихся через развитие профессиональной и социокультурной системы ценностей, аффективную приверженность профессии, формирование констант профессионализма и нравственного мировоззрения. В статье показано, что в условиях ограниченных возможностей осуществления традиционной контактной работы с обучающимися, необходима разработка специализированных образовательных программ формирования как профессиональных, так и информационно-математических компетенций на уровне, превышающем простую модернизацию действующих образовательных программ. Предполагается, что программы целенаправленные на разрешение проблем адаптации к цифровому формату обучения математике и информатике, имеют максимально возможный вариативный характер, допускающий построение индивидуальных образовательных траекторий обучения. Программы, построенные на идее рационального сочетания принципов и технологий традиционной и цифровой дидактик, соответствуют, в большей степени, процессу преодоления трудностей обеспечения требуемого качества образования при использовании дистанционных форм обучения.
The article shows that in the conditions of limited opportunities for traditional contact work with students, it is necessary to develop specialized educational programs for the formation of both professional and information-mathematical competencies at a level exceeding the simple modernization of existing educational programs. The education system is faced with the task of not only developing professional competencies, but also transferring cultural values and traditions to the younger generation, educating a harmoniously developed and socially responsible personality based on spiritual values, historical and cultural traditions. The purpose of this study is to identify didactic supports in the context of limited opportunities for contact work with students, using the example of teaching mathematics and computer science and the impact of new digital educational services on the transformation of students' social values. The research methodology is based on the scientific theories of the professional development of future specialists, the principles of changing their worldview, expanding the horizons of knowledge, depending on the conditions dictated by modernity. The design of such programs should be carried out taking into account the axiological approach, by forming the competencies of students through the development of a professional and socio-cultural value system, affective commitment to the profession, the formation of constants of professionalism and moral outlook. The article shows that in the conditions of limited opportunities for traditional contact work with students, it is necessary to develop specialized educational programs for the formation of both professional and information-mathematical competencies at a level exceeding the simple modernization of existing educational programs. It is assumed that the programs aimed at solving the problems of adaptation to the digital format of teaching mathematics and computer science have the maximum possible variable nature, allowing the construction of individual educational learning trajectories. Programs built on the idea of a rational combination of the principles and technologies of traditional and digital didactics correspond, to a greater extent, to the process of overcoming the difficulties of ensuring the required quality of education when using distance learning.

Демидова Ирина Ивановна. БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ ГАЛЁРКИН (1871-1945). Часть 2

Борис Григорьевич Галёркин - инженер-эксперт в области строительной механики, специалист в области теории упругости, академик АН СССР, инженер-генерал-лейтенант. Во второй части статьи обсуждается педагогическая и организаторская деятельность учёного. Преподавательская работа Б.Г. Галёркина связана с ведущими вузами Санкт-Петербурга и Ленинграда: Императорским Санкт-петербургским институтом, Ленинградским путейским институтом, Ленинградским государственным университетом - главным высшим учебным заведением северной столицы и другими. Обсуждается взаимодействие маститого ученого-академика с юным и перспективным математиком Л.В. Канторовичем, которому в последствие суждено было стать одним из ведущих отечественных специалистов в области прикладной математики, а также лауреатом Нобелевской премии. В предвоенные годы Б.Г. Галёркин занимался, главным образом, академической и экспертной деятельностью. Являясь сотрудником Научно-исследовательского института гидротехники, он возглавлял группу специалистов, работавших в области строительной механики и теории упругости. Значимую роль Борис Григорьевич сыграл в развитии фотоупругости - оптического метода, который стал использоваться для определения напряжённого состояния конструкций. Описывается деятельность ученого в качестве консультанта при проектировании и строительстве ряда крупных сооружений. В частности, его участие в проекте, связанном со строительством так и не возведенного Дворца Советов в Москве, планы возведения которого привели к уничтожению одного из лучших культовых сооружений страны - храма Христа Спасителя. В годы Великой Отечественной войны Б.Г. Галёркин был членом комиссии при Военном совете Ленинградского фронта по строительству оборонительных сооружений, при этом он активно продолжал заниматься научной деятельностью, написав несколько ценных статей.
Boris Grigoryevich Galerkin is an engineer-expert in the field of structural mechanics, a specialist in the field of elasticity theory, academician of the USSR Academy of Sciences, engineer-lieutenant general. The second part of the article discusses the pedagogical and organizational activities of the scientist. Teaching work of B.G. Galerkina is connected with the leading universities of St. Petersburg and Leningrad: the Imperial St. Petersburg Institute, the Leningrad Railway Institute, the Leningrad State University - the main higher educational institution of the northern capital and others. The interaction of the venerable academician with the young and promising mathematician L.V. Kantorovich, who later was destined to become one of the leading domestic specialists in the field of applied mathematics, as well as a Nobel Prize winner. In the prewar years, B.G. Galerkin was mainly engaged in academic and expert activities. As an employee of the Scientific Research Institute of Hydraulic Engineering, he led a group of specialists working in the field of structural mechanics and the theory of elasticity. Boris Grigoryevich played a significant role in the development of photoelasticity, an optical method that began to be used to determine the stress state of structures. The activity of the scientist as a consultant in the design and construction of a number of large structures is described. In particular, his participation in a project related to the construction of the never built Palace of Soviets in Moscow, plans for the construction of which led to the destruction of one of the best places of worship in the country - the Cathedral of Christ the Savior. During the Great Patriotic War, B.G. Galerkin was a member of the commission under the Military Council of the Leningrad Front for the construction of defensive structures, while he actively continued to engage in scientific activities, writing several valuable articles.

Поляхова Елена Николаевна, Королев Владимир Степанович. ИСТОРИЯ НАУЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АКАДЕМИКА С.А. ЧАПЛЫГИНА С УЧЕНИКАМИ И КОЛЛЕГАМИ ПО ЦАГИ В.П. ВЕТЧИНКИНЫМ И Н.Н. ПОЛЯХОВЫМ

Обсуждается история научного сотрудничества Сергея Алексеевича Чаплыгина с учеником по МВТУ Владимиром Петровичем Ветчинкиным и учеником по МГУ Николаем Николаевичем Поляховым, которые работали после окончания своих вузов в ЦАГИ под руководством С.А. Чаплыгина в Общетеоретическом отделе ЦАГИ. После окончания Московского университета в 1929 г. Н.Н. Поляхов начинает тесно сотрудничать с В.П. Ветчинкиным, который был тогда уже заведующим экспериментальной лабораторией. В 1940 г. В.П. Ветчинкин и Н.Н. Поляхов совместно издают учебник для Авиационных Институтов, который на многие годы стал настольной книгой для специалистов по расчету и теории авиационных гребных винтов. Этот учебник можно считать монографией.
The article discusses the history of scientific cooperation between Sergey Alekseyevich Chaplygin and his student at Moscow High Technical School, Vladimir Petrovich Vetchinkin, and his student at Moscow State University, Nikolai Nikolaevich Polyakhov, who worked after graduating from their universities at Central Aero- Hydrodynamics Institute (TsAGI) under the guidance of S.A. Chaplygin in the General Theoretical Department of TsAGI. After graduating from Moscow University in 1929, N.N. Polyakhov began to work closely with V.P. Vetchinkin, who was then already at the head of the experimental laboratory. In 1940, V.P. Vetchinkin and N.N. Polyakov published in the coauthorship the textbook for Aviation Institutes, which became for many years a reference book for specialists in the calculation and theory of aircraft screw propellers. This textbook can be considered a monograph too.