Журнал «Вопросы отраслевой экономики»
Выпуск №1 (1) (2023)
УДК 338.48
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ И ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Актуальность и цели. Для России, уверенно вышедшей на международный туристский рынок, условия глобальной конкуренции требует повышения конкурентоспособности национальной туристской индустрии. В такой ситуации, недостаток конкурентоспособных туристских маршрутов в стране является одним из важнейших факторов, сдерживающих реализацию туристского потенциала России. В связи с этим, Правительством РФ было принято Постановление «Об утверждении Правил определения национальных туристских маршрутов» [3]. Цель работы - выяснить сущность термина «национальный туристский маршрут», его истоки и типологические особенности. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучение нормативно-правовых актов РФ в сфере туризма и анализа предложений рынка национальных туристских маршрутов. Методология исследования основана на методах изучения и анализа документации, а также на методе типологии. Результаты. Выявлено, что термин «национальный туристский маршрут» должен заменить собой термин «брендовый туристский маршрут». Исходя из этого, а также из информации нормативно-правовых актов РФ, делается вывод о схожести типологических особенностей. Выявляется еще одна типологическая особенность, связанная с анализом предложений на рынке национальных туристских маршрутов. Выводы. Период распространения коронавирусной инфекции COVID-19, сопровождающейся временной приостановкой авиасообщения с большинством зарубежных стран, пользующихся спросом у российских туристов, открыл новые возможности для развития внутреннего туризма. По плану реализации Стратегии развития туризма, к 2035 году должно быть достигнуто увеличение более чем в 2 раза количества внутренних туристских поездок на одного жителя РФ. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке определения национальных туристских маршрутов» создает новую нишу, которую могут занять туристские организации, представившие свои проекты национальных туристских маршрутов.
Ключевые слова
въездной туризм; внутренний туризм; туристский маршрут; национальный туристский маршрут; брендовый туристский маршрут; типологические особенности
NATIONAL TOURIST ROUTES AND THEIR TYPOLOGICAL FEATURES
Relevance and goals. For Russia, which has confidently entered the international tourism market, the conditions of global competition require an increase in the competitiveness of the national tourism industry. In such a situation, the lack of competitive tourist routes in the country is one of the most important factors hindering the realization of Russia's tourism potential. In this regard, the Government of the Russian Federation adopted a Resolution «On approval of the Rules for determining national tourist routes» [3]. The purpose of the work is to find out the essence of the term "national tourist route", its origins and typological features. Materials and methods. The implementation of the research tasks was achieved on the basis of the study of the regulatory legal acts of the Russian Federation in the field of tourism and the analysis of the proposals of the market of national tourist routes. The research methodology is based on the methods of studying and analyzing documentation, as well as on the method of typology. Results. It is revealed that the term «national tourist route» should replace the term "branded tourist route". Proceeding from this, as well as from the information of the regulatory legal acts of the Russian Federation, a conclusion is drawn about the similarity of typological features. However, another typological feature associated with the analysis of offers on the market of national tourist routes is revealed. Conclusions. The period of the spread of the COVID-19 coronavirus infection, accompanied by the temporary suspension of flights with the majority of foreign countries in demand among Russian tourists, has opened up new opportunities for the development of domestic tourism. According to the Strategy implementation plan, by 2035, an increase of more than 2 times the number of domestic tourist trips per resident of the Russian Federation should be achieved. The Decree of the Government of the Russian Federation "On approval of the Regulations on the procedure for determining national tourist routes" creates a new niche that can be occupied by tourist organizations that have submitted their projects of national tourist routes.
Key words:
inbound tourism; domestic tourism; tourist route; national tourist route; branded tourist route; typological features
Список литературы
-
Бирюкова А. Правительство обозначило требования к национальным туристическим маршрутам / А. Бирюкова // Вестник АТОР. - 2021. - 7 декабря. // Ассоциация Туроператоров: [интернет портал]. - URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/57974.html (дата обращения: 30.12.2021)
-
Методическое руководство по формированию конкурентоспособных туристских маршрутов в России, рассчитанных на широкую аудиторию российских и зарубежных потребителей. URL: https://turizmrm.ru/10-07-06-2017.pdf.
-
Правительство Российской Федерации. Постановления. Об утверждении Правил определения национальных туристских маршрутов : Постановление от 29 ноября 2021 г. № 2086: подписан Председателем Правительства Российской Федерации М. Мишустиным 29.11.2021 года. - Москва: Официальный интернет-портал правовой информации
-
Правительство Российской Федерации. Распоряжения. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года : Распоряжение от 20 сентября 2019 г. № 2129-р : подписан Председателем Правительства Российской Федерации Д. Медведевым 20.09.2019 года : Москва: СПС Консультант.
-
Российская Федерация. Законы. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон № 132-ФЗ: принят Государственной думой 04.10.1996 года: одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года. - Москва: СПС Консультант
-
Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников: Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. N 93-ФЗ: Принят Государственной Думой 07.04.2021 года: Одобрен Советом Федерации 14.04.2021 года - Москва: СПС Гарант
-
Семеркова Л. Н., Зинченко С. В. Проектирование туристских маршрутов как направление повышения конкурентоспособности национальной туристской индустрии / Л. Н. Семеркова, С. В. Зинченко // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - №3 (39) - Киберленинка [интернет портал]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-turistskih-marshrutov-kak-napravlenie-povysheniya-konkurentosposobnosti-natsionalnoy-turistskoy-industrii (дата обращения: 15.01.2022).
-
Харламов С. В. Брендовые туристские маршруты внутриконтинентального региона / С. В. Харламов // Известия АО РГО - 2013 - №1 (34) - Киберленинка [интернет портал]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brendovye-turistskie-marshruty-vnutrikontinentalnogo-regiona (дата обращения: 15.01.2022).