Журнал «Вопросы отраслевой экономики»
Выпуск №2 (2) (2023)
УДК 005.35
DOI 10.24888/2949-2793-2023-2-79-86
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Современные коммерческие предприятия достигают успехов в бизнесе не только за счет грамотных финансовых решений и сбытовой политики. На уровень прибыли в последние годы существенное влияние оказывает реализуемая компанией программа корпоративной социальной ответственности. Она позволяет выстраивать оптимальные отношения с деловыми партнерами, потребителями, региональными органами власти, инвесторами. За счет внешней и внутренней социальной политики предприятие формирует благоприятный образ в глазах стейкхолдеров и повышает свою деловую репутацию. В статье рассмотрены различные подходы к термину «корпоративная социальная ответственность» и уточнено данное понятие. Обоснована значимость связи программы корпоративной социальной ответственности со стратегией предприятия. Проведен анализ признаков социально ответственного поведения организации и выделены среди них наиболее значимые. На примере рейтинга крупных российских промышленных предприятий показано влияние корпоративной социальной ответственности на деловую репутацию компаний. Рассмотрены и обоснованы с учетом зарубежного опыта преимущества, которые получают социально ответственные компании. Выделены приоритетные направления и проекты в области корпоративной социальной ответственности, которые являются актуальными для российских компаний. Предложны мероприятия и проекты в области корпоративной социальной ответственности, реализация которых положительно отразится на деловой репутации российских компаний и найдет поддержку со стороны стейкхолдеров.
Ключевые слова
корпоративная социальная ответственность; социальная политика предприятия; стейкхолдеры; имидж компании; социально ответственная организация
CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AS AN ELEMENT OF THE BUSINESS REPUTATION OF A MODERN ENTERPRISE
Modern commercial enterprises achieve success in business not only due to competent financial decisions and marketing policy. The level of profit in recent years has been significantly influenced by the corporate social responsibility program implemented by the company. It allows you to build optimal relationships with business partners, consumers, regional authorities, investors. Due to the external and internal social policy, the company forms a favorable image in the eyes of stakeholders and improves its business reputation. The article discusses various approaches to the term "corporate social responsibility" and clarifies this concept. The significance of the connection of the corporate social responsibility program with the enterprise strategy is substantiated. The analysis of the signs of socially responsible behavior of the organization is carried out and the most significant ones are identified among them. Using the example of the rating of large Russian industrial enterprises, the influence of corporate social responsibility on the business reputation of companies is shown. The advantages that socially responsible companies receive are considered and justified taking into account foreign experience. Priority areas and projects in the field of corporate social responsibility that are relevant for Russian companies are highlighted. Activities and projects in the field of corporate social responsibility are proposed, the implementation of which will have a positive impact on the business reputation of Russian companies and will find support from stakeholders.
Key words:
corporate social responsibility; social policy of the enterprise; stakeholders; company image; socially responsible organization
Список литературы
-
Арсеньев П. Составлен рейтинг социально ответственных промышленных компаний России [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2021/10/06/sostavlen-rejting-socialno-otvetstvennyh-promyshlennyh-kompanij-rossii.html (дата обращения: 10.05.2023).
-
Божук С.Г. Корпоративная социальная ответственность : учебник для вузов / С.Г. Божук, В.В. Кулибанова, Т.Р. Тэор. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 226 с.
-
Григорян Е.С. Корпоративная социальная ответственность : учебник для бакалавров / Григорян Е.С., Юрасов И.А. - Москва : Дашков и К, 2019. - 248 c.
-
Завьялова Е.Б. Корпоративная социальная ответственность : учебник для вузов / Е.Б. Завьялова, Ю.К. Зайцев, Н.В. Студеникин. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 125 с.
-
Корпоративная социальная ответственность : учебник и практикум для вузов / Э.М. Коротков [и др.] ; под редакцией Э.М. Короткова. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 429 с.
-
Минченко Л.В. Технология встраивания КСО в управление предприятием / Л.В. Минченко, М.В. Скоробогатов, А.Ю. Ангелова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2020. - № 1. - С. 79-85. - DOI 10.17586/2310-1172-2020-13-1-79-85. - EDN YDNKVE.
-
Орлова Л.Д. Стандарты корпоративной социальной ответственности бизнеса / Л.Д. Орлова // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. - 2020. - № 2(22). - С. 58-63. - EDN LTRSZX.
-
Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности : учебник и практикум для вузов / Г. Л. Тульчинский. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 338 с.
-
Giving in Numbers. CECP 2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://cecp.co/home/resources/giving-in-numbers/(дата обращения: 09.05.2023).
-
Kantar Purpose 2020 [Электронный ресурс]. - URL: https://kantar.no/globalassets/ekspertiseomrader/merkevarebygging/purpose-2020/p2020-frokostseminar-250418.pdf (дата обращения: 08.05.2023).
-
Porter Novelli Purpose Tracker 2021. The Business Imperative for Social Justice Today [Электронный ресурс]. - URL: https://www.porternovelli.com/wp-content/uploads/2020/06/PN-Purpose-Tracker_Business-Imperative-for-Social-Justice-Today.pdf (дата обращения: 09.05.2023).