Журнал «Вопросы отраслевой экономики»
Выпуск №2 (6) (2024)
УДК 338.46
DOI 10.24888/2949-2793-2024-6-33-39
ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ: НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, ПРЕИМУЩЕСТВА
Статья посвящена характеристике инновационных процессов в сфере туризма. Дается определение инноваций и краткий экскурс в историю понятия. Выделены основные направления инноваций в туризме, которые соотносятся с классификацией инноваций. Перечисляются такие актуальные на сегодняшний день инновации, как использование иммерсивных и IT-технологий, которые способствуют созданию новых форм и видов туристского продукта. Автор делает акцент на инновациях в экскурсионной деятельности и отмечает ряд технологий, благодаря которым экскурсии приобретают современный и удобный для потребителя формат. Особое внимание в статье отводится аудиогиду как техническому и технологическому инновационному продукту. Отмечается ряд преимуществ аудиоэкскурсий в сравнении с традиционными, отражены основные этапы в их создании. Делается вывод о необходимости внедрения инноваций в туристской отрасли, которая подвержена серьезным колебаниям в зависимости от меняющихся предпочтений, что определяет, в конечном итоге, конкурентоспособность турпродукта.
Ключевые слова
инновации; инновационные технологии в туризме; иммерсивность; квесты; виртуальные экскурсии; цифровые платформы; онлайн-агрегаторы; аудиогиды
INNOVATIONS IN TOURISM: DIRECTIONS, TECHNOLOGIES, ADVANTAGES
The article is devoted to the characteristics of innovative processes in the field of tourism. The definition of innovation and a brief digression into the history of the concept are given. The main directions of innovation in tourism are highlighted, which correspond to the classification of innovations. Such relevant innovations as the use of immersive and IT technologies, which contribute to the creation of new forms and types of tourist products, are listed. The author focuses on innovations in excursion activities and notes a number of technologies, thanks to which excursions acquire a modern and consumer-friendly format. The article pays special attention to the audio guide as a technical and technological innovative product. A number of advantages of audio tours in comparison with traditional ones are noted, the main stages of creation are reflected. The conclusion is made about the need to introduce innovations in the tourism industry, which is subject to serious fluctuations depending on changing preferences, which ultimately determines the competitiveness of the tourism product.
Key words:
innovations; innovative technologies in tourism; immersiveness; quests; virtual excursions; digital platforms; online aggregators; audio guides
Список литературы
-
Акулова А. С. Инновационные технологии в экскурсионном бизнесе / А. С. Акулова // Технологические инновации и научные открытия: сборник научных статей по материалам X Международной научно-практической конференции, Уфа, 16 декабря 2022 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр "Вестник науки"», 2022. - С. 153-157.- EDN IAEYXQ.
-
Алексеева Н. Д. Разновидности и функции инноваций в туризме / Н. Д. Алексеева // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. - Серия: Экономика. 2021. № 1(64). - С. 59-63.
-
Афанасьев О. Е. Опыт внедрения инноваций при предоставлении экскурсионных услуг / О. Е. Афанасьев // Стратегические изменения в сфере туризма и гостеприимства: поиск нового вектора развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 21 сентября 2018 года / Под ред. Е.Е. Коноваловой. - Казань: РУСАЙНС, 2018. - С. 28-35. - EDN YUWZJR.
-
Богатырева И. Г., Макоева З.А. Инновации в экскурсионной деятельности // StudNet. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-ekskursionnoy-deyatelnosti-2 (дата обращения: 08.05.2024)
-
Быкова В. А. Создание и использование аудиогидов в экскурсионной практике / В. А. Быкова // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий: Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, посвященной 415-летию города Томска, Томск, 31 октября 2019 года. - Томск: [б.и.], 2019. - С. 207-209. - EDN QOBNUC.
-
Губанова М. К. Иммерсивность как способ популяризации турпродукта / М. К. Губанова // Синергия Наук. - 2018. - С. 394-399. - EDN YTCWWD.
-
Лукьянова Н. А. Экскурсия с элементами инновации как перспективная форма организации культурно-досуговой деятельности молодежи / Н. А. Лукьянова, Т. А. Кравчук // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 50. - С. 253-259. - DOI 10.317773/2078-1768-2020-50-253-259. EDN JYBIQV.
-
Мамраева, Д. Г. Применение мобильных аудиогидов как фактора развития цифровизации в туристской отрасли / Д. Г. Мамраева, А. С. Бименде // Цифровая экономика, умные инновации и технологии: сборник трудов Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с зарубежным участием, Санкт-Петербург, 18-20 апреля 2021 года. - Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. - С. 401-403. - DOI 10.18720/IEP/2021.1/127. - EDN KYVKPQ.
-
Чирский Н.А., Хвагина Т.А. Инновации в экскурсионной деятельности // Туризм и гостеприимство. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-ekskursionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 27.05.2024).
-
Трамова А. М. Анализ понятия «инновации» и «инновационной деятельности» с его определением в туризме / А. М. Трамова, М. К. Кожоков // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. - 2015. - № 4(10). - 165-175. - EDN RSEOZY.