Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (1-2) (2007)
«РУССКАЯ ИДЕЯ» КАК ИСТОРИОСОФСКАЯ ОСНОВА РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ XIX ВЕКА
Список литературы
-
См.: Копалов, В.И. Русская идея: история и современность [Текст] / В.И. Копалов //Судьба России: прошлое, настоящее, будущее. Докл. Всероссийск. конф. - Екатеринбург, 1994; Карташев, А.В. Очерки по истории русской церкви [Текст]: в 2 т. / А.В. Карташев. - М., 1993. - Т. 1. - С. 177.
-
Ильин, В.В. Российская цивилизация: Содержание, границы, возможности [Текст] / В.В. Ильин, А.С. Ахиезер. - М., 2000. - С. 68-69.
-
Бердяев, Н. Русская идея [Текст] / Н. Бердяев. Самопознание. - Харьков, 2005. - С. 256.
-
Овчинников, Г.К. Краткий очерк развития русской историософской мысли [Текст] / Г.К. Овчинников // Философия истории в России: хрестоматия. - М.,1996. - С. 18.
-
Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст]: в 2 т. / В.В. Зеньковский. - Л., 1991. - Т. 1. - Ч. 1. - С. 17.
-
Там же.
-
Попытки же «рассекретить» историю, устранить в ней «смысл», «направление» или, как иногда выражаются на Западе, «теологию», посредством исключения мысли о ее единстве и признании только «особенного» (в нашем случае - локально замкнутых форм морали, их «обильного разнообразия») равнозначны стремлению выскочить за пределы человеческой истории (так например, исследование исторических данностей «без предпосылок»), посмотреть на нее «со стороны», с внечеловеческой точки зрения». (Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избр. труды. М., 2002. С. 295.)
-
Лотман, Ю.М. Феномены культуры [Текст] / Ю.М. Лотман // Труды по знаковым системам. - Вып. 7. - Тарту, 1977. - С. 8.
-
Ахиезер, А.С. Россия: Критика исторического опыта. [Текст] / А.С. Ахиезер. - Новосибирск, 1997. - Т. 1.
-
Бердяев, Н. Русская идея [Текст] / Н. Бердяев. Самопознание. - М., 2005. - С. 255.
-
Философия истории. Антология. … С. 17.
-
Бердяев Н. Русская идея. … С. 254.
-
То же происходит в культурологической современной интерпретации логики художественного сознания, позволяющей утверждать, что «если ставить вопрос о выявлении художественных процессов Нового времени, то внимание необходимо фиксировать на универсальных его признаках, к чему приучает культурологическое истолкование происходящего в истории» (Хренов Н.А. … С. 168-169).
-
«Не отрицая значения Европы, которая открыла для человечества вход в новое культурное пространство и тем самым дала толчок всемирной истории, следует отметить, что энергия этого толчка каждая культура использовала своими способами. И это не является ни аномалией, ни недостатком, ни признаком «отсталости», а является проявлением синергетического характера развития мировой культуры». (Никитина И.В. Взаимодействие искусства и обыденного сознания как социокультурная система. Бийск, 2004. С. 309.)
-
Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия [Текст]. - М., 2002. - С. 127.
-
Эта цитата из В. Дильтея, приведенная Н.С. Плотниковым в его книге, позволяет ему утверждать, что «»история - это, следовательно, не реальный поток событий, целенаправленно устремляющийся в одном направлении (будь то «прогрессивном», или «регрессивном»), а модус познания событий в качестве комплексов воздействий, включающий их функционирование и развитие во времени. В этом отношении самопознания и самоконституирования исторических субъектов, складывающимся посредством исторической артикуляции своей идентичности, и заключена та «польза истории для жизни», на которых основывается легитимность исторических наук о духе». (Плотников Н.С. Жизнь и история. Философская программа В. Дильтея. М., 2000. С. 175-176).
-
О.Г. Дробницкий утверждает, что, «говоря о нравах (mos, мн. ч. mores), мы имеем ввиду лишь такие действия людей, которые имеют отношение к морали, то есть подразумеваем нравственность как образ жизни той или иной общности. Другое смысловое значение mos - «закон», «правило», «предписание» - также может быть истолковано в специфически нравственном смысле: мораль как область нормативов, требований к поведению». (Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избр. труды. М., 2002. С. 22).
-
Бухаркин, П.Е. Автор в трагедии классицизма [Текст] / П.Е. Бухаркин // Автор и текст. Сб. ст. - СПб., 1996. - С. 88.
-
Фигут, Р. Автор и драматический текст [Текст] / Р. Фигут // Автор и текст. Сб. ст. - СПб., 1996.
-
Интересно, что эта антропологическая концепция, возникшая в русской философско-художественной мысли середины XIX века, развивается одновременно с философией жизни немецкого философа Дильтея 1833-1911), который рассматривал жизнь как способ бытия человека, как культурно-историческая реальность. Человек, по Дильтею, есть сам история, которая только и раскрывает, что он есть такое. Философия рассматривается им как наука о духе и состоит в том, чтобы понять жизнь, исходя из нее самой, отсюда вытекает метод понимания жизни как непосредственного постижения некоей духовной целостности. Поэтому с именем немецкого философа связано понятие герменевтики как особого метода интерпретации духовных явлений прошлого и настоящего (Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия. М., 2002.)
-
Философия истории в России [Текст]: хрестоматия. - М., 1996. - С. 171.
-
Там же, с. 172.
-
Там же, с. 174.
-
Там же, с. 177.
-
Лотман, Ю. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) [Текст] / Ю. Лотман, Б. Успенский // Семиотика истории. Семиотика культуры. - Т. 1. - М., 1994.
-
Там же, с. 332.
-
Следует отметить, что для Шубарта ментальная природа русского человека имеет мессианский характер, отсюда его ориентация на кризисы, катастрофы и переходы. (Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1977. С. 118.) Н. Бердяев также убежден, что духовный строй русских определяется не умеренность, а стремлениям к крайностями, к концу: «Россия не призвана к благополучию, к телесному и духовному благоустройству, к закреплению старой плоти мира». (Бердяев Н. Судьба России. Опыты психологии войны и национальности. М.,1918. С. 25.)
-
Хренов, Н.А. Переходность как следствие колебательных процессов между культурой чувственного и культурой идеационального типа [Текст] / Н.А. Хренов // Переходные процессы в русской художественной культуре. - М., 2003. - С. 34.
-
Флоровский, Г. Пути русского богословия [Текст] / Г. Флоровский. - Киев, 1991. С. 501.