Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (1-2) (2007)
ОБРАЗ КОММУНЫ В «МИРСКОЙ ЧАШЕ» И ДНЕВНИКЕ М.М. ПРИШВИНА
Список литературы
-
Пришвина, В.Д. Путь к слову [Текст] / В.Д. Пришвина. - М., 1984. - С. 211.
-
Пришвин, М.М. Круглый корабль [Текст] / М.М. Пришвин // Собр. соч.: в 8 т. - М., 1982. - Т. 1. - С. 794.
-
Пришвин, М.М. Дневники. 1918-1919. Книга вторая [Текст] / М.М. Пришвин. - М., 1994. - С. 26. Далее при ссылке на это издание в тексте будут указываться порядковый номер книги дневников и страницы: Дневники. 1914-1917. Книга 1. - М., 1991; Дневники. 1918-1919. Книга 2. - М., 1994; Дневники. 1920-1922. Книга 3. - М., 1995; Дневники. 1923-1925. Книга 4. - М., 1999; Дневники. 1926-1927. Книга 5. - М., 2003; Дневники 1928-1929. Книга 6. - М., 2004.
-
Пришвин, М.М. Дневники 1905-1954 [Текст] / М.М. Пришвин // Собр. соч.: в 8 т. - М., 1986. - Т. 8. - С. 481.
-
Блок, А.А. Интеллигенция и Революция [Текст] / А.А. Блок // Собр. соч.: в 8 т. - М., 1962. - Т. 6. - С. 20.
-
Пришвин, М.М. Цвет и крест [Текст] / М.М. Пришвин. - СПб., 2004. - С. 171. Далее при ссылке на это издание в тексте будут указываться название и страницы.
-
Декреты Советской власти. 25 октября 1917 г. [Текст]. - 16 марта 1918. - М., 1957. - Т. 1. - С. 407.
-
Ленин, В.И. О задачах пролетариата в данной революции [Текст] / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. - М., 1962. - Т. 31. - С. 116.
-
Ленин, В.И. Седьмой экстренный съезд РКП (б) 6-8 марта 1918 г. [Текст] / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. - М., 1962. - Т. 36. - С. 74.
-
Пришвин, М.М. Мирская чаша [Текст] / М.М. Пришвин. - М., 2001. - С. 97. Далее при ссылке на это издание в тексте будут указываться только страницы.
-
«Мой процесс творчества, - говорил Пришвин об особенностях своего художественного метода, - когда я пишу рассказ, то очерчиваю по впечатлениям огромный круг и все свожу к одной точке в центре, где пульс, где все дрожит и тянет к себе (напряженность), после можно изучить мое произведение как сложение предложений (так и делают). Алмаз с многими гранями» (Кн.3. С.67). Однако указанный писателем путь изучения его творчества одновременно и прост, и сложен. Простота - в авторском указании четкой структуры повествования, где каждый эпизод - «грань алмаза», часть целого, деталь, реализующая творческий замысел. Сложность же в том, что, поскольку жанр «Мирской чаши» самим автором определен как «книга в форме дневника», то без учета ставших материалом для повести дневниковых записей и анализа мировоззренческого влияния на Пришвина того круга философов и деятелей искусства, идеи которых использует писатель в своем творчестве, нельзя понять исторический контекст событий, социальный, политический, философский и нравственный смысл поведения героев повести.
-
Штирнер, М. Единственный и его собственность [Текст] / М. Штирнер. - СПб., 2001. - С. 159-160. Далее при ссылке на это издание в тексте будут указываться автор и страницы.
-
Как известно, история иногда повторяется: первый раз как трагедия, второй раз - как фарс… Пришвин как будто говорит об уничтожении культуры земледелия в постсоветское время конца ХХ века, когда началось резкое падение объемов сельскохозяйственного производства из-за разрушения системы советских колхозов, которые, как и хозяйства помещиков в начале века, бездумно разоряли дроблением земли на мелкие паи и фермерские наделы. Результат - продовольственная зависимость от импорта продуктов питания, для закупки которых началась распродажа национального достояния и природных богатств. «Культура нашего земледелия была заключена в экономиях, а наделы только поддерживали рабочего - это была как бы натуральная плата. Теперь вся культура уничтожена, земледельцы введены в рамки всеобщей трехпольной чересполосицы, хуторяне, арендаторы - все лишены теоретической подготовки, - как будто в наши дни пишет Пришвин об иллюзиях "фермерского пути России". - Расстройством земледелия созданы условия для вторжения капиталистов. Теперь иностранец-предприниматель встретит в России огромную массу дешевого труда, жалких людей, сидящих на нищенских наделах» (Кн.2. С.70).
-
Примечательно, что все самое мрачное, низменное и противоестественное для русской бытия - дьявольство, чертовщину и демонизм - Пришвин связывает именно с большевизмом, пытающимся навязать народу гибельные для России идеи классовой борьбы и безликой коммуны: «Пытка наша теперь сверх всякой меры, сверх всякого смысла так ужасна постепенностью, длительностью и сознанием какой-то бесконечности: это ад, а современное имя ему - коммуна» (Кн.2. С.283); «…Это мы были "коммунистами", наша эгоистическая злоба создавала бесов Вот в том-то и есть очевидность его бытия (черта), что попадаются в ступу его и невинные жертвы» (Кн.2. С.331); «Когда же бесы возвратятся в свой мрак?» (Кн.3. С.96).
-
Пришвин, М.М. Дневники 1905-1954 [Текст] / М.М. Пришвин // Собр. соч.: в 8 т. - М., 1986. - Т. 8. - С. 480-481.
-
Там же, с. 627.