Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (1-2) (2007)
ПРОВИНЦИЯ И СТОЛИЦА в комедии А. Платонова «Дураки на периферии»
Список литературы
-
Платонов, Андрей. Воспоминания современников [Текст] / Андрей Платонов: материалы к биографии. - М., 1992. - С. 226.
-
Там же. - С. 227.
-
Кстати, к 1927 г. относится אݐАܐՐݐؑБϠпостановка «Ревизора», осуществленная Вс. Мейерхольдом.
-
Эта проблематика отражала дискуссии середины десятилетия. Активные в начале 1920-х годов лозунги «свободной любви», «сексуальной революции» (выступления А. Коллонтай и др.) стали подвергаться осуждению; в 1926 г. в печати развернулась бурная дискуссия по вопросам пола, был принят новый Кодекс о семье. «Начинается постепенный отход государственной политики в сфере семейно-брачных отношений от теории свободной любви и ориентации на разрушение семьи, на место свободного проявления всех сексуальных интересов приходит запрет на нерегламентированную, вне рамок семьи, половую жизнь, и в качестве новой добродетели выдвигается антисексуализм» (Черных А. Становление России советской: 20-е годы в зеркале социологии. - М., 1998. - С. 178).
-
Впоследствии эти мотивы комедии «Дураки на периферии» получат развитие в киносценарии Платонова «Отец-мать» (см.: Яблоков Е.А. Город платоновских «половинок»: «Пушкинский» подтекст в киносценарии А. Платонова «Отец-мать» // Яблоков Е.А. Нерегулируемые перекрестки: О Платонове, Булгакове и многих других. - М., 2005).
-
Платон. Избр. диалоги [Текст] / Платон. - М., 1965. - С. 140.
-
Платонов, А. Собр. соч. [Текст]: в 3 т. / А. Платонов. - М., 1984. - Т. 1. - С. 101. Таким образом, намечены ассоциации не только с концепциями Фрейда (ср. название его работы «Я и Оно»), но и с щедринской «Историей одного города». Кстати, в 1926 г. отмечалось 100-летие со дня рождения Салтыкова-Щедрина: не исключено, что юбилей автора «Истории…» дополнительно стимулировал антиутопические мотивы в творчестве Платонова («Город Градов», «Иван Жох» и др.).
-
Текст комедии цитируется по: Платонов А. Ноев ковчег. Драматургия. М., 2006 - с указанием страницы.
-
Обратим внимание, что «сочувствие власти» и «империализм» выступают здесь как антонимы, хотя по идее эти понятия, скорее, близки друг к другу. Разумеется, платоновский персонаж подразумевает под «империализмом» лишь «старорежимность» женщин, неспособных уяснить новую, «социалистическую» идеологию.
-
Платонов, А. Чевенгур [Текст] / А. Платонов. - М., 1988. - С. 202.
-
Ср.: «Все жены должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок - кто его отец» (Платон. Соч.: в 3 т. - М., 1971. - Т. 3. - Ч. 1. - С. 254).
-
Яблоков, Е.А. О философской позиции А. Платонова (проза середины 20-х - начала 30-х годов) [Текст] / Е.А. Яблоков // Russian Literature. Amsterdam. 1992. - V. 32. - P. 242-243.
-
Платонов, А. Собр. соч. [Текст]: в 3 т. / А. Платонов. - Т. 1. - С. 175.
-
Там же. - С. 194.
-
Там же. - С. 250-251.
-
Это каламбурное сочетание неминуемо вызывает аллюзии на Ленина, который в послереволюционный период постоянно говорил об учете и контроле как непременных условиях построения социализма. Например, в книге 1918 г. «Государство и революция» он пишет: «Учет и контроль - вот главное, что требуется для "налажения", для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. - Т. 33. - С. 101). В работе «Очередные задачи Советской власти» (апрель 1918 г.) Ленин заявляет: «Без всестороннего государственного учета и контроля за производством и распределением продуктов власть трудящихся, свобода трудящихся удержаться не может, возврат под иго капитализма неизбежен» (Там же. Т. 36. С. 184).
-
Кривонос, В.Ш. Шинель-блудница: Вокруг «Шинели» Гоголя [Текст] / В.Ш. Кривонос // Творчество Н.В. Гоголя: истоки, поэтика, контекст. - СПб., 1997. - С. 31, 33.
-
Кривонос, В.Ш. Образы-символы Гоголя в контексте христианской традиции [Текст] / В.Ш. Кривонос // Художественный язык литературы 20-х годов XX века. - Самара, 2001. - С. 211
-
Думается, для Платонова существенна и внутренняя форма этого слова, связанная с глаголом «разбить» и содержащая идею разрушения.
-
Возможно, мотив «разбоя» намекает на «Мертвые души» («Повесть о капитане Копейкине») или повесть «Дубровский».
-
Характерно, что по словам жены Ащеулова, для того чтобы возвратиться в деревню, он должен непременно вновь отрастить бороду (которую сбрил на городской манер). Вероятно, подразумевается, что тем самым Ащеулов должен восстановить свой гендерный статус (бритье синонимично кастрации). Как «самооскопление» воспринимается и действие 2-го Крестьянина, который хочет развестись с «дореволюционной» женой, а кроме того для уменьшения налога вырыл «лишний» куст крыжовника и пришел в город, чтобы юридически удостоверить свои действия (34-35). В финале оба крестьянина говорят Старшему рационализатору: «Товарищ улучшатель ихней жизни, а ты заодно и нас разбери вот, как мы аннулировали наших жен и вырос лишний корень» (56-57).