Журнал «Филоlogos»
Выпуск №27 (4) (2015)
РУССКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ НАЧАЛА XIX ВЕКА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
В статье русская историческая драматургия начала XIX века вписывается в процессы национальной и личностной идентификации, развития культуры и литературы. Драматический текст позиционируется как культурный феномен, в системе которого внутриродовые процессы оказываются не всегда тождественными общелитературным закономерностям. Историческое движение и историческое существование личности рассматриваются как объекты художественного рефлексирования, формирующего важные аспекты универсальной картины мира, семантический план которой реализует многообразие концептуальных моделей нравственной философии.
Ключевые слова
историческая драматургия; нравственная философия; historical drama; moral philosophy
RUSSIAN HISTORICAL DRAMA OF THE BEGINNING OF THE 19 TH CENTURY: CONCEPTUAL MODELS OF MORAL PHILOSOPHY
In this paper Russian historical drama of the beginning of the XIX century is included into the processes of national and personal identification and the development of culture and literature. Drama text is looked upon as a cultural phenomenon in the system of which generic processes are not always identical with general literary regularities. Historical progress and historical existence of a person are described as objects of artistic reflection forming significant aspects of the universal picture of the world the semantic plan of which realizes the diversity of conceptual models of moral philosophy.
Список литературы
-
Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия начала XIX века (1800-1815). Куйбышев, 1959.
-
Венедиктова Т. О пользе литературной истории для жизни // НЛО. 2003. № 59. 1.
-
Дудина Т.П. Историческая драматургия и универсальная картина мира: системность или эволюцинная преммственность? // Материалы областной научной конференции по проблемам гуманитарных исследований, посвященной году литературы. Елец, 2015.
-
Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.,1998.
-
Ницше Ф. Собр. соч.: В 2 т. М., 1990. Т.1.
-
Одоевский В. Русские ночи. Л., 1975.
-
Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. Спб., 2000.
-
Топоров В. О космологических источниках раннеисторических описаний // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Т. 6.
-
Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
-
Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.
-
Фигут Р. Автор и драматический текст // Петербургский сборник. Вып. 2. Автор и текст. Спб., 1996.
-
Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.
-
Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
-
Хренов Н. Переходность как следствие колебательных процессов между культурой чувственного и культурой идеационального типа // Переходные процессы в русской художественной культуре. М., 2003.
-
Ямпольский М. История культуры как история духа и естественная история // НЛО. 2003. № 59. 1.
-
Wellec R. The Attack on Literature and Other Essays. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1982.