Журнал «Филоlogos»
Выпуск №31 (4) (2015)
ИМЕННАЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА И.С. ШМЕЛЕВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»)
В статье рассматривается роль именной темпоральности в создании языковой картины мира романа И.С. Шмелева «Лето Господне». Содержание и функционирование темпоремы ДЕНЬ в романе рассмотрено автором подробно, учитывая этимологию и первосмысл лексемы ДЕНЬ как номинации светлой части суток, света, жизни в противопоставлении тьме, смерти. Рассматриваются понятия языческого и христианского понимания времени. Указаны употребленные в произведении И.С. Шмелева сакральные синтаксемы со словом ДЕНЬ, как заимствованные, так и созданные уже в русском языке.
Ключевые слова
языковая картина мира; именная темпоральность; онтологические лексемы; отражающие категорию времени; темпорема ДЕНЬ; linguistic world-image; nominal temporality; ontological lexis reflecting the category of time; temporema DAY
THE NOMINAL TEMPORALITY IN THE MANIFESTATION OF LINGUISTIC WORLD-IMAGE AS EXEMPLIFIED IN THE NOVEL OF IVAN SHMELYEV "SUMMER OF THE LORD"
The article examines the role of nominal temporality in the manifestation of linguistic world-image as exemplified in the novel of Ivan Shmelyev "Summer of the Lord". The contents and functioning of temporema DAY in this work of art are analyzed in details, taking into account the etymology and primary meaning of the lexeme DAY as the nomination of the bright part of the day, light, life, in opposition to the darkness of death. The author examines the concepts of pagan and Christian understanding of time. Indicates the sacred phrase with the word DAY, as adopted and established in the Russian language, which is used in the work of I.S. Shmelev.
Список литературы
-
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / Вопросы литературы и эстетики. М., 1978.С. 234-407.
-
Берсенева М.С. Путешествие по православному календарю с Иваном Шмелевым: рождество // Русская речь. 2002. № 1. С. 85-88.
-
Гамкрелидзе Т.В., Якобсон Р.О. Проблема изоморфизма между генетическим кодом и семиотическими системами // Вопросы языкознания. 1988. № 3.
-
Гачев Г.Д. Культура, человек и картина, мира. М., 1987.
-
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
-
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского язык: в 4-х т. М., 2006.
-
Ефимова Е.С. Священное, древнее, вечное… Мифологический мир «Лета Господня» // Литература в школе, 1992, № 3-4.
-
Звездова Г.В. Русская именная темпоральность в историческом и функциональном аспектах. Воронеж, 1996.
-
Ильин И.А. О тьме и просветлении. М., 1991.
-
Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986.
-
Ляйрих Е.Б. Роман И.С. Шмелева «Лето Господне» в контексте русской православной культуры // Художественный текст: варианты интерпретации: Труды XIV Международной научно-практической конференции. Бийск, 2009. С. 197-201.
-
Подвигина Н.В. Концепт «Петров пост»: национальное и индивидуальное (на материале анализа произведения «Лето Господне») // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2011. № 1. С. 232-233.
-
Припадчев А.А. Гносеология, прагматика и семантика в диахронии синтаксиса текста. Воронеж, 1992.
-
Припадчев А.А. Иерархическая организация синтаксической системы древнерусского книжного языка (в аспектах отражения категории времени). Воронеж, 1986.
-
Ратнер В.А. Молекулярногенетические системы управления. Новосибирск, 1975.
-
Соколов П.С. Общий церковнославянский словарь или собрание речей как отечественных, так и иностранных, в церковнославянском и российском наречиях употребляемых…, составленное П.С. Соколовым. СПб., 1834. Ч. 1-2.
-
Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка: в 4-х т. Стереотипное издание. М., 1958. Т. 1-4.
-
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т., пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. Изд. 4-е, М., 2007.
-
Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Под ред. О.Н. Трубачева. М., 1974. Вып. 1 и след.