Журнал «Филоlogos»
Выпуск №32 (1) (2017)
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АНТРОПОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ И.А. БУНИНА
В статье описываются текстовые функции и значения антропонимов в художественных произведениях И.А. Бунина. Описание ведется в основном на материале рассказа «Руся». Рассматриваются различные подходы к определению функций и значений антропонимов в художественном тексте. Показано, что исследование антропонимов как фактов художественного языка представляет проблему для любого описания, в котором языково-стилистические элементы непосредственно проецируются в контекст речи художественного произведения. В данной статье стилистический анализ антропонимов проводится в свете учения В.В. Виноградова о языковой композиции текста. Функции и значения антропонимов трактуются как результат трансформации их языковых функций и значений в структуре художественного произведения, понимаемого как особого рода целостная структура. Делается анализ всех элементов, составляющих языковую композицию: словесных рядов, динамики их развертывания и нарративных факторов, которые влияют на динамку развертывания словесных рядов. Словесные ряды устанавливаются на основе описания смысловой структуры текста в виде отдельных пропозиций, выделенных из данного текста. В нескольких рассказах Бунина была обнаружена тенденция к динамическому развертыванию словесных рядов, образуемых за счет антропонимов. В качестве нарративных факторов разбираются точки зрения и повествовательные формы, характеризуемые прежде всего своим субъектом речи, образом автора. Выявлена языковая композиция рассказа «Руся», характеризуемая следующими особенностями. А) изображаются три точки зрения, которые даются последовательно в разных планах - идеологическом, психологическом и фразеологическом; б) выделяется три последовательно развивающихся словесных ряда, формируемых за счет дескриптивных определений референта антропонима и характеризующих отношение рассказчика-персонажа к референту антропонима; в) используется единственная повествовательная форма - нарратив 1-го лица в языковой форме прямой речи персонажа-рассказчика. Мы приходим к выводу, что в словесных рядах за счет своих референциальных свойств антропонимы употребляются так же, как в речевом режиме. В то же время их функции и значения в художественном произведении обогащаются за счет нарративных факторов.
Ключевые слова
И.А. Бунин; антропонимы; языковая композиция текста; повествовательные формы; словесные ряды; точки зрения; повествователь; I.A. Bunin; anthroponym; language text composition; narrative form; verbal series; point of view; the narrator
STYLISTIC ANALYSIS OF ANTHROPONYMS IN PROSE BY I.A. BUNIN
The article contains descriptions of the text functions and values of anthroponyms in fiction of I.А. Bunin. The description is mainly based on the story "Rusya". Discusses various approaches to definition of functions and values of anthroponyms in fiction. It is shown that the study of anthroponyms as the facts of artistic language presents a problem for any description in which the linguistic-stylistic elements directly projected into the context of the question of the artwork. In this article stylistic analysis of anthroponyms is carried out in light of the doctrine of V.V. Vinogradov about the language composition of the text. The function and meaning of anthroponyms are interpreted as the result of the transformation of the language of functions and values in the structure of the artwork, understood as a special kind of holistic structure. The analysis of all the elements that make up the language of composition: verbal series, the dynamics of their deployment and narrative factors that affect the dynamics of the deployment of the verbal series. Verbal rows are set on the basis of the description of the semantic structure of the text in the form of separate propositions, extracted from the text. In several stories by Bunin was discovered trend to dynamic deployment of verbal rows, formed at the expense of anthroponyms. As narrative factors understand the point of view and narrative forms, characterized primarily by its subject of speech, the image of the author. Identified linguistic composition of the story "Rusya", characterized by the following features. A) are shown three views that are given sequentially in different planes - ideological, phraseological and psychological; b) there are three sequentially developing verbal series, consisting of descriptive definitions of the referent of the anthroponym and characterizes the relationship of the narrator-character to the referent of the anthroponym; c) used only in the narrative form - a narrative 1st person language in the form of direct speech of the character-narrator. We conclude that in the verbal series at the expense of its referential properties of anthroponyms used in the same way as in the speech mode. At the same time, their functions and values in the work of art is enriched by narrative factors.
Список литературы
-
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы). М., 2002.
-
Бурцев В.А. Текстовые функции и значения антропонимов как производные от концепции произведения (на примере рассказа И.А. Бунина «Руся») // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: материалы международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2. Вологда, 2017. С. 122-124.
-
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
-
Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.
-
Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избр. труды. М., 1980.
-
Винокур Т.Г. Употребление языка как основной предмет стилистики // Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987.
-
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
-
Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. М., 2006.
-
Григорьев В.П. Ономастика Велимира Хлебникова (индивидуальная поэтическая норма) // Ономастика и норма. М., 1976.
-
Есаулов И.А. Текст и мир рассказа И.А. Бунина «Руся» // Иван Бунин в духовно-культурном пространстве современности: материалы Всероссийской научной конференции. Елец, 2014. С. 86-91.
-
Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. К понятиям «тема» и «поэтический мир» // Щеглов Ю.К. Избранные труды. М., 2013. С. 37-79.
-
Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе // НДВШ. Филологические науки. 1986. № 4. С. 34-40.
-
Лайонз Дж. Лингвистическая семантика: Введение. М., 2003.
-
Мурадян И.В. Антропонимия прозы А.С. Пушкина: автореф. дис. … канд. филол. наук. Одесса, 1988.
-
Ненашева Т.А. Коннотативная семантика референтно однозначного имени. Нижний Новгород, 2012.
-
Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). М., 1996.
-
Попов Ю.В., Трегубович Т.П. Текст: Структура и семантика. Минск, 1984.
-
Пронченко С.М. Имена собственные в стихотворениях И.А. Бунина: системный подход (к 145-летию со дня рождения писателя) // Вестник Брянского гос. университета. 2015. № 2. С. 260-267.
-
Суслова Т.Д. Антропонимы в тетралогии В.В. Катаева «Волны Черного моря» (антропонимические модели и их функционирование): автореф. дис. … канд. филол. наук. Одесса, 1986.
-
Терехова Л.И. Стилистические коннотации антропонимов и их использование во французской литературе. Л., 1974.
-
Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.
-
Шмид В. Нарратология. М., 2003.
-
Шойбонова С.В. Имя собственное в художественной литературе (на материале произведений бурятских писателей). Улан-Удэ, 1999.
-
Яровая Т.Ю. Личные собственные имена в дореволюционном творчестве И.А. Бунина: отбор и использование. Воронеж, 2000.