Журнал «Филоlogos»
Выпуск №32 (1) (2017)
ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОСОФИЯ А.К. ТОЛСТОГО-ДРАМАТУРГА: РОМАНТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЗАЦИЯ ИЛИ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИСТИФИКАЦИЯ?
В статье предпринята попытка исследования исторической антропософии в драматургии А.К. Толстого, одной из составляющих которой была парадигма «места», «должности», «предназначения», «пути» исторической личности в историческом процессе. Показывается, что стремление «изнутри» решить многие проблемы исторической, политической и духовной жизни нации, привело в конце XIX века к формированию контрфактических моделей исторического события - альтернативных интерпретаций известного факта. Доказывается, что развивающееся под знаком эсхатологии и теургии историческое сознание А.К. Толстого, отражающее представления об историческом процессе как о чередовании потрясений и изменений, порождало потребность «досоздать» или даже «пересоздать» историю. Воплощение этой потребности влекло драматурга в область мифотворчества. Толстовская альтернативная концепция человека в мире и истории воплощается в драматической трилогии, а ее инвариант - идея «долга», «служения» в их онтологическом и метафизическом смысле рассматривается в статье на примере первой трагедии «Смерть Иоанна Грозного». Ставится вопрос: влияние романтических традиций, определивших идеалистическое понимание писателем сущности и задач искусства или осознание искусства как формы инобытия, способного стать средством метафизического познания мира, определяет особую природу мистицизма драматурга? Формулируются выводы, что мистериально-теургические задачи А.К. Толстого были чрезвычайно сложны: ему необходимо было примирить христианский историзм, эзотерический гнозис, актуальные в конце XIX века историософские и философские учения и национальные мифопоэтические архетипы и на их основе доказать жизнетворческие возможности драматического текста. Трагедия демонстрирует двуплановость действия, эмпирического и метафизического, а соответствующая ему двуплановая картина мира, материального и трансцендентного, предоставляет автору возможности, недоступные традиционной реалистической драме. «Духовный ключ» - семантический знак к пониманию истории и человека в ней, формирует знаковую иерархию, в процессе развития которой историческое явление возводится в область духовно-аллегорическую, божественную и выявляет своеобразие толстовской антропософии и историософии.
Ключевые слова
антропософия; историософия; альтернативная история; мифопоэтические архетипы; мистический культурный аспект; anthroposophy; historiosophy; alternative history; mythopoetic archetypes; mystical cultural aspect
HISTORICAL ANTHROPOSOPHY OF A. K. TOLSTOY AS PLAYWRIGHT: ROMANTIC MYTHOLOGIZATION OR EPISTEMOLOGICAL MYSTIFICATION?
The article attempts to study historical anthroposophy in the drama of A.K. Tolstoy, one of the components of which was the paradigm of "place", "position", "destination", "path" of a historical personality in the historical process. It is shown that the desire to solve many problems of historical, political and spiritual life of the nation led in the late nineteenth century to the formation of counterfactual models of historical events - alternative interpretations of a well-known fact. It is proved that the historical consciousness of A.K. Tolstoy evolving under the sign of eschatology and theurgy, reflecting the notions of the historical process as alternating shocks and changes, generated the need to "re-create" history. The embodiment of this need attracted the playwright to the field of mythmaking. Tolstoy's alternative concept of man in the world and history is embodied in the dramatic trilogy, and its invariant - the idea of "debt", "service", "destiny" in their ontological and metaphysical sense is considered in the article on the example of the first tragedy, "The Death of Ivan the Terrible". The question is whether it is the influence of the romantic traditions that shaped the writer’s idealistic understanding of the nature and objectives of art or appreciation of art as a form of alien existence, which can become a means of metaphysical knowledge of the world that determines the specific nature of the mysticism of the playwright. The conclusions are formulated that A.K. Tolstoy’s mysterial and theurgical aims were extremely difficult: he had to reconcile Christian historicism, esoteric gnosis, historiosophic and philosophic doctrine and national mythopoetic archetypes relevant for its time and basing on them to prove the creative possibilities of dramatic text. The tragedy demonstrates the duality of the action, empirical and metaphysical, and the corresponding dual picture of the world, material and transcendental, provides the author with opportunities that are inaccessible to the traditional realistic drama. "Spiritual key" is a semantic sign to the understanding of history and man in it. It forms a symbolic hierarchy, in the process of whose development the historical phenomenon is elevated to the sphere of spiritual-allegorical, divine, and reveals the originality of Tolstoy's anthroposophy and the philosophy of history.
Список литературы
-
Бестужев-Лада И.В. Ретроальернативистика в философии истории // Вопросы философии, № 8. 1997. С. 112-122.
-
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития М., 1992.
-
Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.
-
Толстой А.К. Собр. соч.: в 4 т. М., 1980.
-
Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2 т. М., 1955.
-
Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. Полн. собр. соч. М., 1947.
-
Шлегель Ф. Эстетика. Философия, Критика: в 2 т. М., 1983.
-
Шопенгауэр А. Полн. собр. соч.: в 3 т. М., 1901-1903.
-
Ямпольский И.Г. А.К. Толстой // История русской литературы. М.-Л., 1956.