Журнал «Филоlogos»
Выпуск №32 (1) (2017)
СТИХОТВОРЕНИЕ М. ГЕНДЕЛЕВА «ДОКТОР ЛЕТО»: ЗАМЕТКИ НА ОБОИХ ПОЛЯХ
Статья предлагает вариант прочтения одного из репрезентативных стихотворений М. Генделева «Доктор Лето». В ходе проведенного структурно-семантического анализа текста и его интерпретации выявлены различные ипостаси автора и слушателя, оригинальный характер их диалогического партнерства, их ролевые функции в осуществлении художественного целого, а также контекстуальные аллюзии, прослежена семантическая история ключевых слов и лейтмотивной антитезы «война - любовь», образующей стихотворное событие. Оно определяет содержание экзистенциального самочувствия лирического героя, балансирующего между «войной» и «миром», его смущенное жизненными обстоятельствами сознание, и потому событие подается в форме завершенного черновика, доверенного имплицитному слушателю как активному соучастнику стихотворного текста. Отдельное внимание уделяется жанровым компонентам художественного целого. В ходе композиционного развертывания содержания стихотворения актуализируется память элегии и баллады (жанровое в и дение события), плантария и бестиария (жанровые мотивы и аллюзии), идиллии, плача, валеты, мадригала и эпитафии (жанровые вставки).
Ключевые слова
"Doctor Summer" by M. Gendelev; analysis and interpretation; «Доктор Лето» М. Генделева; анализ и интерпретация
VERSE "DOCTOR SUMMER" BY M. GENDELEV: NOTES ON BOTH PAGES
The article offers the option of reading one of the representative verse by M. Gendelev "Doctor Summer". In the course of structural-semantic analysis of the text and its interpretation revealed various manifestations of the author and the listener, the original nature of their dialogue partnership, their roles in the implementation of the artistic whole, and contextual allusions, traced the semantic history of keywords and leitmotif of antithesis "war is love" creates a poetic event. It determines the content of existential well-being the lyric hero, balancing between "war" and "peace", it confused the circumstances of life is consciousness, and because the event is supplied in the form of completed draft, trusted implicitly to the listener as an active partner of the poetic text. Special attention is paid to the components of the artistic whole genre. During deployment of composite content of the verse actualize memory elegies and ballads (genre vision), planteria and bestiary (genre motifs and allusions), idyll, crying, jacks, Madrigal and the epitaph (insert genre).
Список литературы
-
Генделев М. Избранное. Иерусалим, 1996.
-
Иванюк Б.П. О персонифицированности литературоведческой рефлексии // Образование на рубеже эпох. Опыт личного осмысления методологии гуманитарного исследования. Липецк, 2007. С. 52-57.
-
Иванюк Б.П. Основные направления исследования жанра в жанрологических понятиях // Эволюция жанров в литературе Урала XVII-XX вв. в контексте общероссийских процессов. Екатеринбург, 2010. С. 30-47.
-
Иванюк Б.П. Память жанра, память о жанре и метажанр // Наукові праці Кам´янець-Подільського національного університету імені Iвана Огієнка. Філологічні науки. Випуск 27. Кам´янець-Подільский, 2011. С. 92-96.
-
Мандельштам О. Разговор о Данте. М., 1967.