Журнал «Филоlogos»
Выпуск №32 (1) (2017)
МОТИВЫ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В РОМАНЕ МИХАИЛА ПРИШВИНА «КАЩЕЕВА ЦЕПЬ»
Актуальность исследования творчества М.М. Пришвина (1873-1954) не только в том, что в его произведениях воссоздаются реалии и атмосфера тех эпохальных разломов исторического бытия России, свидетелем и участником которых ему довелось быть, но и в том, что в русской литературе трудно найти творца, чье искусство было бы в такой же степени обусловлено влиянием социокультурного контекста. Особое место в этом плане занимает Ф.М. Достоевский (1821-1881) - один из тех «вечных спутников», к творчеству которых писатель обращался всю жизнь. Несомненной фундаментальной причиной духовного тяготения к Достоевскому была мировоззренческая близость взглядов Пришвина на жизнь и признание главенствующего значения нравственных законов в устройстве человеческого бытия. Для обоих писателей характерно неприятие идей насилия над личностью, убежденность в самоценности жизни каждого «маленького» человека. Идеи и образы Достоевского выступают для Пришвина необходимым контекстом для понимания глубинных закономерностей текущего времени, философско-мировоззренческой оценки русского революционного движения, взглядов отечественных и европейских мыслителей. Произведения Достоевского и образы его героев для Пришвина всегда были не только образцом подлинного искусства, но и примером постижения смысла тех глубочайших духовных и социальных противоречий, которые несла для России наступавшая революционная эпоха. Перекличка идей и сходство сюжетов в романе «Кащеева цепь» свидетельствуют, что творческое наследие Достоевского является для писателя необходимым контекстом интерпретации современных событий. Как и Достоевский, Пришвин принципиально не приемлет историософский фанатизм русских революционеров, считающих возможным добиться социального прогресса путем насилия и подавления человеческой свободы. Научная новизна заключается в раскрытии того, еще не исследованного в пришвиноведении существенного обстоятельства, что интеллектуальный диалог с Достоевским и размышления о непреходящей значимости его идей и образов для понимания событий текущего времени - одно из магистральных направлений творчества Пришвина, нашедшее свое воплощение как в его многотомном Дневнике, так и в художественных произведениях.
Ключевые слова
Пришвин; Достоевский; философия; религия; мировоззрение; большевизм; революция; классовая борьба; нигилизм; Prishvin; Dostoevskiy; philosophy; religion; world outlook; Bolshevism; revolution; class struggle; nihilism
F.M. DOSTOYEVSKIY'S MOTIVES IN THE NOVEL "KASHCHEEV CHAIN" BY MICHAIL PRISHVIN
Actuality of studying M.M. Prishvin's (1873 - 1954) works is explained not only by the fact that special conditions and atmosphere of important breakings in Russian history are reconstructed in his works, and he himself was a witness and a participator of them, but also by the fact that it is difficult to find another figure in Russian literature whose literary art was in the same way conditioned by the impact of sociocultural context. In this respect a specific importance is given to F.M. Dostoevskiy (1821 - 1881), one of those "eternal companions" to whose creative activity the writer had turned during all his life. The evident fundamental cause of spiritual attraction towards Dostoevskiy was world outlook proximity of Prishvin's views on life and his recognition of the main role of moral laws in the human existence structure. Non-acceptance of ideas of violence over personality, conviction of importance of any "humble" man are characteristic for both writers. Dostoevskiy's ideas and images make the necessary context for Prishvin to understand deep regularities of the present moment, philosophic and outlook estimation of the Russian revolutionary movement, of the Russian and European thinkers' views. Dostoyevskiy's works and the images of his characters were not only the model of real art for Prishvin but also an example of grasping the sense of those deep spiritual and social conflicts that the coming revolutionary epoch was bringing to Russia. The interchange of ideas and similarity of topics in the novel "Kashcheev chain" show that Dostoyevskiy's creative heritage is the necessary context of interpreting contemporary events for the writer. Like Dostoyevskiy, Prishvin does not in principle accept historiosophic fanaticism of the Russian revolutionists, who considered it possible to obtain social progress by means of violence and suppression of human freedom. Scientific novelty of the research lies in revealing the important circumstance, which has not been investigated in Prishvin studies, that intellectual dialogue with Dostoevskiy and the thoughts of eternal importance of his ideas and images for understanding current events is one of the main lines of Prishvin's creative work. It was embodied in his Diary in many volumes and in his fiction.
Список литературы
-
Достоевский Ф.М. Бесы // Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1974. Т. 10.
-
Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876. Ноябрь-декабрь // Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1982. Т. 24.
-
Достоевский Ф.М. Письмо Н.Н. Страхову 18 (30) мая 1871 г. // Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1986. Т. 29. Кн.1.
-
Пришвин М.М. Кащеева цепь // Собр. соч.: в 8 т. М., 1982. Т. 2.
-
Пришвин М.М. Дневники. 1914-1917. М., 1991.
-
Пришвин М.М. Дневники. 1920-1922. М., 1995.
-
Пришвин М.М. Дневники. 1926-1927. М., 2003.
-
Пришвин М.М. Дневники. 1936-1937. СПб., 2010.
-
Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи. Из глубины. М., 1991.
-
Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. М., 1961. Т. 20.