Журнал «Филоlogos»
Выпуск №32 (1) (2017)
«Кощунства мои с избытком покрываются стоянием на страже» (Лирическая драма А. Блока «Балаганчик»: «страсть к разрушению» как ПУТЬ К «творческОЙ страстИ»)
В статье проанализировано содержание противоречивого процесса, определившего характер «творческого поведения» Блока 1905-1906 годов - времени его перехода от «тезы» «Стихов о Прекрасной Даме» к «антитезе» «Нечаянной радости». Соловьевская идея «Вечно-Женственного», подвергнутая в лирическом сюжете первой книги проверке на жизненную прочность, испытания не выдержала, обнаружив присущий ее природе утопический характер. Не отвергая укоренившегося в его духовном сознании убеждения о глубоко женственной сущности мира, Блок едва ли не первым из представителей нового искусства в России заговорил о необходимости разрыва символистской эстетики с романтической мифологией и неизбежности освоения ею различных форм «художественного реализма». Ощущая потребность в обосновании выдвинутого эстетического принципа, поэт пожелал опереться на незыблемый в младосимволистских кругах авторитет Вл. Соловьева. Размышляя о возможности синтеза «позитивизма» и «мистицизма» и определяя таковой формулой «мистицизма в повседневности», Блок заявил, что лишенная «оранжерейности» мистика Вл. Соловьева чудесным образом совмещала в своих глубинах «религиозное прозрение» и «здравый смысл». Пытаясь убедить как самого себя, так и своих оппонентов в правоте тезиса о том, что поэзия Вл. Соловьева чуждалась идеи аскетического «неприятия мира», а соловьевский «смех», объектом которого оказывались сокровенные для его философского мировоззрения святыни, был смехом «дарящим, а не разлагающим», Блок стремился разглядеть во вчерашнем «властителе дум» сторонника собственных «мистико-анархических» увлечений той поры, положенных в фундамент иронического пафоса «Балаганчика». Осознавая лирическую драму «Балаганчик» в качестве произведения, наиболее адекватно выражающего сущность самоопределения поэта в данный период его творческой эволюции, автор работы показывает, как романтическая ирония Блока, заостренная против утопической природы прежнего религиозно-эстетического идеала, разрушает онтологические основы первой книги и побуждает искать выход из драматической ситуации на путях «мистического реализма».
Ключевые слова
«Балаганчик» А. Блока; В. Соловьев; иронический пафос; "Farce" by A. Blok; V. Solovyov; ironic pathos
MY BLASPHEMY with EXCESS COVERED by STANDING ON GUARD" (LYRICAL DRAMA"farce" by Alexander BLOK: "THE PASSION FOR DESTRUCTION" AS A WAY to "CREATIVE PASSION")
The article analyzes the contradictory process which determined the character of Blok’s creative activity in 1905-1906 - the period of transition from "thesis" "Verses about the Beautiful Lady" to "antithesis" "Unexpected Joy". Solovyov’s idea of "Ever-Feminine", which was subjected in the lyrical plot of the first book to check-up, failed, having revealed its utopian character. Without rejecting the belief about genuinely feminine essence of the world, Blok was the first from representatives of new Russian artists who called for separation of symbolism esthetics from romantic mythology and pointed at inevitability of mastering various forms of "art symbolism". Feeling the necessity to support his esthetic principle, the poet resorts to Vl. Solovyov’s authoriry, which was really unquestioned in young symbolist circles. Reflecting on possibility of "positivism" and "mysticism" synthesis identifying it as a "mysticism in a daily life", Blok claimed that Vl. Solovyov’s mystics wonderfully combined "religious insight" and "common sense". The poet tried to convince himself and his opponents that Vl. Solovyov’s poetry was deprived of the idea of ascetic rejection of the world and Solovyov’s laughter, being directed on sacred for his philosophy things, was beneficial but not destructive. Blok tried to see in the former opinion maker the supporter of his own "mystic-anarchic passions" of those times, which served a basis for his ironical pathos in the work "Farce". Realizing that the lyrical drama "Farce" was the work which most adequately expressed the essence of the poet’s self-determination in that period of his creative evolution, the author of the article shows how Blok’s romantic irony, directed against the utopic nature of the previous religious-aesthetic ideal, destroyed ontological basis of the first book and made the poet look for the way of the dramatic situation in "mystical realism".
Список литературы
-
Блок А.А Десять поэтических книг. М., 1980.
-
Блок А.А. Записные книжки. 1901-1920. М., 1965.
-
Блок А.А. Собр. соч.: в 8 т. М.; Л., 1960-1963.
-
Письма Ал. Блока к Е.П. Иванову. М.; Л., 1936.
-
Чулков Г.И. О мистическом анархизме. Со вступительной статьей
-
Вячеслава Иванова «О неприятии мира». СПб., 1906.