Журнал «Филоlogos»
Выпуск №32 (1) (2017)
ПЬЕСА Д. ГУТМАНА, В. МАССА, В. ТИПОТА, Н. ЭРДМАНА «МОСКВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ»: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА
В данной статье исследуются проблематика и поэтика комедии Д. Гутмана, В. Масса, В. Типота и Н. Эрдмана «Москва с точки зрения» - одного из знаковых отечественных произведений 1920-х годов, которое оказало большое влияние на советскую культуру, сохранило свою актуальность по сей день, однако не становилось объектом подробного, целостного изучения. В ходе анализа в настоящей работе раскрываются синтез водевильно-юмористического и сатирико-разоблачительного способов построения драматургического текста. Выявляются ведущие принципы и приемы создания сатирических образов в произведении. Показывается, как включенные в единую идейно-художественную структуру сатирические и водевильно-юмористические элементы вступают во взаимодействие на уровнях сюжета и системы персонажей. Особое внимание уделяется особенностям языковой и литературной игры в произведении. Выявляется связь пьесы с другими эрдмановскими текстами («Гибель Европы на Страстной площади с танцами и пением», «Квалификация», «Мандат»), что позволяет проследить творческий путь Эрдмана-драматурга. Расширяется представление об объектах сатиры в тексте. Наряду с сатирическим разоблачением мещан, приспособленцев, аферистов и бюрократов, благодаря игровым приемам (водевильным куплетам, языковой и литературной игре), обнаруживаются авторская ирония в адрес официальной театральной и литературной критики и ситуации, сложившейся в культуре 1920-х годов, сатирическое решение «квартирного вопроса» и других актуальных социально-политических и социально-нравственных проблем. Также в статье выдвигается гипотеза о влиянии комедии-обозрения и ее постановки на отдельные моменты творчества современников (В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова).
Ключевые слова
Н. Эрдман; Д. Гутман; В. Масс; В. Типот; комедия; сатира; игра; N. Erdman; D. Gutman; V. Mass; V. Tipot; comedy; satire; play
THE PLAY "MOSCOW FROM A POINT OF VIEW" BY D. GUTMAN, V. MASS, V. TIPOT, N. ERDMAN: THE PROBLEM RANGE AND THE POETICS
The article researches the problems and the poetics of D. Gutman, V. Mass, V. Tipot, N. Erdman’s comedy "Moscow from a Point of View" - one of momentous native writings of 1920-es that influenced the Soviet culture, preserved its up-to-dateness until now, but hasn’t been thoroughly analyzed yet. During the analysis in this piece of work the synthesis of vaudevillian-humoristic and satirical-revelatory ways of dramatic text composition are exposed. Guiding principles and methods of satirical image creation in a publication are defined. The article shows how satirical and vaudevillian- humoristic elements involved in one whole idea-driven artistic structure interact on the levels of a plot and a system of characters. Special emphasis is given to peculiarities of speech and literary game in the text. The connection of the play with other Erdman’s texts ("The Destruction of Europe on Holy Square with dances and songs", "The Qualification Exams", "The Mandate") is defined. It helps to trace a creative career of Erdman as a play writer. An idea of objects of satire in a text becomes wider. Alongside with satirical exposure of bourgeois, opportunists, speculators and bureaucrats due to game patterns (vaudevillian verses, speech and literary game) author’s irony towards an official theatrical and literary critics and the cultural situation of 1920-es, satirical solution of the "housing problem" and other current socio-political and socio- ethical problems are discovered. Also in the article a hypothesis of the influence of an observational comedy and its staging upon some certain creative periods of the contemporaries (V. Mayakovsky, I. Ilf & E. Petrov) is developed.
Список литературы
-
Гуськов Н. От карнавала к канону: Русская советская комедия 1920-х годов. СПб., 2003.
-
Гутман Д., Масс В., Типот В., Эрдман Н. Москва с точки зрения // Москва с точки зрения… Эстрадная драматургия 20-60-х годов. М., 1991. С. 325-360.
-
Солобай Н. О спектакле-обозрении «Москва с точки зрения…» (Московский театр сатиры, 1924) // Сергей Есенин: диалог с XXI веком. М.; Константиново; Рязань, 2011. С. 163-171.
-
Стрельцова Е. Великое унижение. Николай Эрдман // Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 1920-1930-х годов. М., 1993. С. 307-345.
-
Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983.
-
Шеленок М. К вопросу о жанровой доминанте пьесы Н. Эрдмана «Гибель Европы» // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых. Саратов, 2015. Вып. 18. С. 202-209.
-
Эрдман Н. Мандат // Эрдман Н. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М., 1990. С. 19-80.