Журнал «Филоlogos»
Выпуск №33 (2) (2017)
КУЛЬТУРНЫЕ АЛЛЮЗИИ В «МАЛОЙ» ДРАМАТУРГИИ А.П. ЧЕХОВА: НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ «ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ (КАЛХАС)»
Статья посвящена рассмотрению культурных аллюзий в одноактной драматургии А.П. Чехова. Особое внимание уделяется образам Шута Иваныча, Калхаса, свечи и лебединой песни. Анализируются воплощенные в пьесе представления писателя о жизни и смерти, судьбах театра и подлинного актерского таланта, о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и необходимости выбора между истинными ценностями и их видимостью. В статье особо выделяется образ свечи, символизирующий извечный поиск человеком собственного пути, соединяющий воедино два плана - земной (мир, в котором человек живет) и сакральный (мир, в котором человек начинает осознавать себя). Частная ситуация из жизни провинциального комического актера Василия Васильевича Светловидова утрачивает признак индивидуального, получая предельно широкое звучание, апеллируя к коллективному опыту читателя/зрителя. Подчеркивается самобытность образа Шута Иваныча, не имеющего аналогов в европейской культуре. Рассмотренная в контексте двух традиций (античной и опереточной) аллюзионная фигура Калхаса позволяет автору интерпретировать образ главного героя в единстве трагического и комического. Устойчивая реминисценция «лебединая песня» носит обобщающий характер и дает основание сделать вывод, что пьеса выходит за рамки водевильного жанра и наполняется трагическим содержанием. Проанализировав приемы и способы включения аллюзий в текст чеховской пьесы, автор пришел к выводу, что «чужое» слово не только вписывает «малую» драматургию писателя в мировой культурный контекст, но и определяет ее уникальность, связанную с совмещением в рамках водевильного по своим внешним признакам текста эстетических категорий трагического и комического, высокого и низкого. Автор доказывает, что аллюзии, неся на себе большую смысловую нагрузку, создают художественную многозначность произведения, выступают в пьесе одним из источников подтекста и способствуют формированию полижанровой природы одноактных пьес А.П. Чехова, обусловленной сосуществованием в рамках одного текста признаков разных жанров: трагедии, бытовой драмы, лирическо-психологической драмы, сатирической комедии, водевиля, фарса.
Ключевые слова
культурная аллюзия; «малая» драматургия; Шут Иваныч; Калхас; свеча; лебединая песня
CULTURAL ALLUSIONS IN A.P. CHEKHOV'S "MINOR" DRAMA: BASED ON THE EXAMPLE OF THE PLAY "SWAN-SONG (KALKHAS)"
The article deals with the analysis of cultural allusions in one-act plays by A.P. Chekhov. Special attention is given to the images of Shut Ivanych, Kalkhas, the candle and the swan-song. The analysis is made of the embodied in the play the writer's ideas of life and death, fortunes of the theatre and the true actor's talent, of a person's destiny and place in the world, of the sense of existence and the necessity of choice between true values and their outward appearance. The article particularly singles out the image of the candle, which symbolizes man's eternal search for his own way and unites two planes - the mundane one (the world where man lives) and the sacred one (the world where man starts to realize himself). A private situation in the provincial comic actor Vasiliy Vasilyevich Svetlovidov's life loses personal character, getting extremely wide expression, appealing to the collective experience of the reader/spectator. The originality of Shut Ivanych's image is emphasized, it has no analogues in European culture. Considered in the context of two traditions (the classical and the operetta ones) the allusive figure of Kalkhas lets the author interpret the main hero's image in the unity of the tragic and the comic. The stable reminiscence "swan-song" bears the general character and gives reason for making the conclusion that the play leaves the frames of a comic sketch and is filled with tragic content. Having analyzed the techniques and the ways of including allusions into the text of the Chekhov's play, the author came to the conclusion that a "strange" word does not only include the writer's "minor" drama in the world cultural context, but determines its unique character, which is connected with combining in the frame of an externally comic sketch text the aesthetic categories of the tragic and the comic, the high and the low. The author proves that allusions, bearing a large sense loading, create the artistic polysemanticity of the work, represent one of the sources of concealed meaning in the play and help to form the poly-genre nature of A.P.Chekhov's one-act plays, which is conditioned by co-existence in the frames of one text the signs of different genres: the tragedy, the everyday life drama, the lyrical and psychological drama, the satiric comedy, the comic sketch, the farce.
Список литературы
-
Афанасьев А.Н. Сказки. Серия «Отчий край». Воронеж, 1984.
-
Есаулов И.А. Юродство и шутовство в русской литературе // Литературное обозрение. 1998. № 3. С. 108-112.
-
Чехов А.П. Драматические произведения: в 2 т. Л., 1986. Т. 1.
-
Чехов А.П. Калхас. [Электронный ресурс]. URL: http://poesias.ru/proza/chehov-anton-pavlovich/chehov10219.shtml (дата обращения: 22.05.2017).