Журнал «Филоlogos»
Выпуск №33 (2) (2017)
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОНЕТА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
В статье рассматриваются вопросы, связанные с теорией и практикой широкого использования жанра сонета в русской поэзии рубежа XIX-XX веков (анализируется преимущественно творчество поэтов-символистов). Не отказываясь от классических традиций, используя опыт русской и европейской лирики XIX века, поэты серебряного века сделали многое для раскрытия дополнительных возможностей жанра сонета, его способности к трансформации, следствием чего было появление разнообразных творческих интерпретаций этой традиционной жанрово-строфической формы в творчестве разных авторов, в частности В. Брюсова, Н. Минского, Ф. Сологуба, И. Анненского и других представителей русской лирики. Их интерес к сонету рассматривается не как спорадическое явление, он является свидетельством систематического поиска инноваций в области поэтики сонета; одним из основных принципов подхода авторов к определенному реформированию жанровой системы является художественный синтез, проявления которого могли быть выражены как эксплицитно, так и имплицитно. Анализируется ряд особенностей сонетов данного периода, их своеобразие: от необычности номинации, часто являющейся своеобразным жанровым акцентуатором и обращающейся, как правило, к «памяти жанра», стимулирующей жанровые ожидания, до расширения границ содержательных параметров, в основе которых очень часто лежат такие явления, как жанровый синтез и жанровая контаминация. Также в статье уделено внимание проявлениям экспериментаторства в области строфики и метрики сонета, приведены примеры оригинальной организации его формы. Кроме этого, затронуты вопросы, касающиеся особенностей сонетов, включенных в состав лиро-эпических циклов, которые можно рассматривать в качестве вариантов принципиально новых типов организации общности произведений одного автора. Интерес поэтов к жанру сонета является показателем поиска новых синтетических интегративных форм, в рамках этого процесса происходило также расширение возможностей традиционных выразительных средств, выявление потенциала обновления и расширения традиционного жанрового дискурса.
Ключевые слова
поэтика сонета; жанровый синтез; сонетные циклы; sonnet poetics; genre synthesis; sonnet cycles
GENRE PECULIARITIES OF THE POEM OF THE SILVER AGE
The article reviews the matters related to the theory and practice of the wide use of the sonnet genre in Russian poetry (predominantly, by Symbolists) at the turn of the 20th century. With no rejection of classical traditions, leveraging the experience of Russian and European poetry of the 19th century, Silver Age poets did a lot to discover additional features of the sonnet genre and its ability to transform, which led to the emergence of various creative interpretations of this traditional genre and strophic form in the art of various authors, including V. Bryusov, N. Minsky, F. Sologub, I. Annensky and other representatives of Russian poetry. Their interest to the sonnet is not reviewed as a sporadic event, it evidences the systematic search for innovations in the sonnet poetics. One of the key principles of authors’ approach to the transformation of the genre system is artistic synthesis expressed both explicitly and implicitly. The article reviews certain specifics of sonnets created at the time and their distinct features, from unusual nomination, often acting as a specific genre accentuator and generally turning to the "genre memory" stimulating genre expectations, to expanding boundaries between content characteristics frequently based on such notions as genre synthesis and genre contamination. The article also reviews manifestations of experimentation in strophic structure and metrics and provides examples of original organization of its form. Besides, it touches upon the issues related to the specifics of sonnets included in lyric epic cycles, which may be reviews as some options of brand new types of arranging the commonness of artwork created by one author. Poets’ interest towards the sonnet genre indicates the search for new synthetic integrative forms, while this process also included the enhancement of traditional means of expression and identifying opportunities to update and expand the traditional genre discourse.
Список литературы
-
Барковская Н.В. Поэзия серебряного века. Екатеринбург, 1999.
-
Богомолов Н.А. Вокруг «серебряного века». Статьи и материалы. М., 2010.
-
Гроссман Л.П. Мастера сонета. [Электронный ресурс]. URL: http://ruslib. 3dn.ru/publ/grossman_leonid_petrovich_ mastera_soneta/1-1-0-3505. (дата обращения 26.04.2017).
-
Иванюк Б.П. Генезис и эволюция жанра: версия обоснования // Жанрологический сборник. Вып. 1. Елец, 2004. С. 3-11.
-
Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Исследования и разборы. Екатеринбург, 2010.
-
Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма: уч. пос. М., 2009.
-
Сонет серебряного века: сборник. М., 1990.