Журнал «Филоlogos»
Выпуск №33 (2) (2017)
Проблема представительной личности в романе Михаила Пришвина «Осударева дорога» (к образу мирового человека)
Статья посвящена герменевтической интерпретации романа Михаила Пришвина «Осударева дорога». Попытка писателя оправдать принуждение социализма, исследовать необходимость насилия для сохранения «единства души» образует в романе острый историко-этический конфликт. Изображенный в романе конфликт рассматривается в русле русской герменевтики. Русская герменевтика адаптирует интерпретационные практики, связанные с диалектикой единства и понятием представительной (собирательной) личности. Важным элементом представительной личности является другость (Ухтомский, Бахтин, Айрапетян), трансформированная в имперсональную личность мирового человека (Айрапетян) и Всегочеловека, «единого человека» (Пришвин). Эти концепты объединяет единый принцип образования: «все как один человек». В статье представлен краткий генезис образа единого человека у Пришвина: образ Всегочеловека восходит к первому путешествию в Выгорецию, описанному в книге «В краю непуганых птиц», и связан с хлыстовской эсхатологией. В то же время отмечены различия в концепциях представительной личности. Определяется отличие триадической концепции представительной личности (единственный бог - единый мировой человек - единичный мирянин) от бинарной (единичная личность - единый человек), используемой Пришвиным. Предполагается, что отсутствие третьего элемента (бога) у Пришвина коррелятивно чрезмерному вниманию к самости, особой роли индивидуального представительства, реализуемого в творческой личности. Характерным моментом творческой индивидуации в романе Пришвина является «русская тяга к иному». Особо рассматриваются два мотива, связанные с наращиванием коллективных и индивидуальных значений в образе Всегочеловека. Специфика коллективного Всегочеловека работает на оправдание режима, а личностная индивидуация направлена на вхождение ребенка в мир взрослых и вхождение мира (мирового человека) в личность. Таким образом выявляется двойственность авторского подхода к проблеме строительства Беломорско-Балтийского канала. Навязывая идею коллективной жертвы и коллективного спасения, писатель стоит на стороне индивидуального перерождения и становления личности, достигаемой вдали от людей. Это проблематизирует однозначную интерпретацию романа как апологетического.
Ключевые слова
мировой человек; Весьчеловек; представительная личность; единство; единичность; единственность; коллективная жертва; All-man; Total-man; the representative personality; unity; singularity; uniqueness; collective sacrifice
THE PROBLEM OF THE REPRESENTATIVE PERSONality in the novel by Mikhail Prishvin "Tsar's Road" (to the image of the All-man)
The article is devoted to hermeneutic interpretation of the novel by Mikhail Prishvin "Tsar's Road" ("Osudareva doroga"). The writer's attempt to justify the coercion of socialism, to investigate the need for violence to preserve the "unity of the soul" forms an acute historical and ethical conflict in the novel. The conflict depicted in the novel is considered in the mainstream of Russian hermeneutics. Russian hermeneutics adapts the interpretative practices associated with the dialectic of unity and the concept of a representative (collective) personality. An important element of the representative personality is the Anotherness (Ukhtomsky, Bakhtin, Hayrapetyan), transformed into the impersonal personality of the All-man (Hayrapetyan) and the Total-man, the One-man (Prishvin). These concepts unite the unified principle of formation: "all as one person". The article presents a brief genesis of the image of a One-man in Prishvin: the image of the All-man goes back to the first voyage to Vyguretsia, described in the book "In the Edge of the Non-scared Birds" ("V kraju nepuganych ptic") and is associated with the Khlyst eschatology. At the same time, differences in the concepts of the representative personality were noted. The difference between the triadic concept of a representative personality (the only god - the united All-man - a single layman) is distinguished from a binary one (a single person - a united Total-man) used by Prishvin. It is assumed that the absence of the third element (god) in Prishvin correlates with excessive attention to the self, the special role of individual representation, realized in the creative personality. The characteristic moment of creative individuation in Prishvin's novel is "the Russian craving for another". Particularly, two motives are considered, connected with the building up of collective and individual meanings in the image of the Total man. The specificity of the collective Total man works to justify the regime, and personal individuation (the self) is aimed at the child's entry into the adult world and the entry of the world (All-man man) into a person. Thus, the duality of the author's approach to the problem of the construction of the White Sea-Baltic canal is revealed. By imposing the idea of collective sacrifice and collective salvation, the writer nevertheless stands on the side of individual rebirth and the formation of personality, achieved far from people. This problematizes an unambiguous interpretation of the novel as an apologetic one.
Список литературы
-
Айрапетян В. Толкуя слово. Опыт герменевтики по-русски, М., 2011.
-
Бахтин М. Собрание сочинений: в 7 т. М., 1997-2012.
-
Пришвин М. Дневники. 1914-1917. М., 1991.
-
Пришвин М. Дневники. 1932-1935. СПб., 2009.
-
Пришвин М. Дневники. 1936-1937. СПб., 2010.
-
Пришвин М. Дневники. 1938-1939. СПб., 2010.
-
Пришвин М. Дневники. 1942-1943. М., 2012.
-
Пришвин М. Дневники. 1944-1945. М., 2013.
-
Пришвин М. Дневники. 1946-1947. М., 2013.
-
Пришвин М. Дневники. 1950-1951. СПб., 2016.
-
Пришвин М. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1982-1986.
-
Росси Ж. Справочник по ГУЛАГу. Ч. I. М., 1991.
-
Семенова С. Метафизика русской литературы. М., 2004. Т. 2.
-
Ухтомский А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996.
-
Эткинд А. Хлыст: Секты, литература и революция. М., 2013.