Журнал «Филоlogos»
Выпуск №34 (3) (2017)
Песня литературная: словарный формат
Статья предлагает словарную версию одного из наиболее распространенных жанров мировой лирики - литературной песни, представленной в разных национальных и региональных вариантах. Ее аналитическое описание основывается на трех жанрообразующих параметрах - тема, стиль, имплицитный субъект исполнения. Определяются три тематических круга П.л. В первый входят произведения, воспроизводящие типичные жизненные обстоятельства, события и занятия (трудовая, любовная, колыбельная, застольная, солдатская, маршевая, тюремная и др.), во второй - обусловленные временными эпизодами национальной или региональной истории и культуры разных народов (немецкие миннезанг и майстерзанг, средневековые провансальские канцона, мадригал, тенсона, сирвента, пасторелла, старофранцузские дескорт, эстампида, а также гусарская, революционная и др.), в третий - эксклюзивные и маргинальные в тематическом отношении. Обозначается и такой параметр П.л., как жанровый (лирический) пафос, выраженный в стиле и нередко номинированный названием, в частности, тематическим. Систематизируются песни и на основе вводимого понятия имплицитного исполнителя, представленного двумя субъектами - лирический герой как персонифицированный двойник автора и одушевленный (либо неодушевленный) песенный персонаж - субъект персонажной песни, разработанной в трех разновидностях: хоровая, дуэтная и сольная. Уделено особое внимание - генезису и поэтике П.л., прежде всего, восточнославянской, ее отличиям от близкородственных песенных жанров - (кантата и романс), ее роли композиционной вставки в романе, повести, поэме, драме, песенным циклам. Упоминаются формы национальной (и региональной) жанровой традиции: западноевропейский абад, провансальская альба, старофранцузские вилланель и вирелэ, французская бержеретта, испанская и португальская кантига, латышская дайня, румынская и молдавская дойна, японская хонкадори, приводятся «песенные» свидетельства освоения одной национальной культуры другою (переводы, подражания, обработка и т.д.), подчеркивается - исторически относительный характер тематических и стилевых ориентиров П.л. (сентименталистская, романтическая, авторская), а также значение песенных антологий и сборников - как коллективных, так и авторских - в музыкальной культуре разных народов.
Ключевые слова
песня литературная; жанровая история; поэтика; национальные формы; literary song; genre history; poetics; national forms
Literary song: dictionary format
The article offers a dictionary version of one of the most common genres of the world lyrics - literary song, presented in different national and regional variants. Its analytical description is based on three parameters of a genre - the theme, the style, the implicit subject of a performance. Three thematic circles of a literary song are identified. The first consists of works that reproduce typical real-life circumstances, events, and classes (labor, love, lullabies, drinking, soldier’s, marching, prison, etc.), the second includes works of national or regional history and culture of different peoples according to the temporary episodes (German minnesang and mastersong, medieval Provencal canzone, the Madrigal, tenson, sirvente, pastorella, old French escort, estampida, and hussar, revolutionary, etc.), the third consists of thematically exclusive and marginal songs. The author of the article defines such a parameter of a literary song as the genre (lyric) pathos, expressed in the style and often nominated by a thematic name. Songs are classified on the basis of an introduced concept of an implicit performer represented by two subjects - a lyrical hero as a personified double of the author and an animate (or inanimate) character of a song - the subject of a character song, designed in three types: choral, duet and solo. Special attention is given to the genesis and poetics of a literary song, primarily East Slavic, to its differences from the closely related song genres (the cantata and the lyrical song) and its role as a compositional insertion in a novel, story, poem, drama and song cycles. Forms of national (and regional) genre traditions are mentioned: West European Abad, Provencal Alba, old French villanella and virelai, French bergerette, Spanish and Portuguese Cantiga, Latvian Daina, Romanian and Moldavian Doina, Japanese honkadori, "song" evidences of the assimilation of one national culture by another are given (translations, imitations, processing, etc.), the historically relative character of thematic and stylistic marks of a literary song is emphasized (sentimental, romantic, art song), as well as the importance of song anthologies and collections, both collective and authors in the musical culture of different peoples.