Журнал «Филоlogos»
Выпуск №34 (3) (2017)
К вопросу о сценическом алгоритме «полной повести» Т.В. Чурилина «Конец Кикапу»
Предметом рассмотрения в данной статье являются разножанровые произведения Т.В. Чурилина с одинаковыми названиями. В одном случае - это стихотворение «Конец Кикапу», опубликованное в дебютном сборнике «Весна после смерти» (1915), в другом случае - это прозаическая «полная повесть» «Конец Кикапу», вышедшая отдельным изданием в футуристическом издательстве «Лирень» (1918). В статье рассматриваются различные литературоведческие трактовки образа главного героя произведений с различными жанровыми интенциями, а также заключения о его прототипической и протофактической основе. В процессе сопоставительного анализа двух произведений обнаруживаются факты, позволяющие говорить о стихотворении «Конец Кикапу» как о творческом импульсе к созданию сценического «действа» повести с таким же названием. При этом речь идет не о сценической адаптации художественного произведения, а о специфическом типе творческого сознания, предполагающего аудиовизуальную проработку литературного материала. Будучи человеком театральным, Чурилин стремился привнести в литературное произведение средства сценической выразительности, прибегая при этом к жестовой детализации словесных описаний, к использованию таких сценических и игровых ресурсов, как декорация, освещение, костюмы, музыка, жесты, позы, взгляд. Многие из его мизансцен опираются на «каталогизированные» описания действий, зафиксированных в стихотворном тексте. На театральность мироощущения Чурилина указывают факты его знакомства с репертуаром современного ему театра и с экспериментальными режиссерскими опытами В.Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова. Проведенное исследование расширяет представление о творческой индивидуальности писателя, о специфических особенностях его мироощущения и мирообраза. Актуализация сценической выразительности в повести «Конец Кикапу» имеет непосредственное отношение к проблеме взаимодействия художественных кодов различных видов искусства в прозаическом творчестве Т.В. Чурилина.
Ключевые слова
Т.В.Чурилин; «Конец Кикапу»; повесть; аудиовизуальность; мизансцена; сценические и игровые ресурсы; жестовый тип коммуникации; T.V. Churilin; "The End of Kickapoo"; story; audiovisual; stage setting; stage and play resources; nonverbal communication
On the staging of T.V. Churilin’s "full story" "The end of Kickapoo"
The article is devoted to T.V. Churilin’s works with the same title which belong to different literary genres. The first work is the poem "The End of Kickapoo" published in the inaugural issue "Spring after Death" (1915). The second one is the prose "full story" "The End of Kickapoo", a separate edition published in the futuristic publishing company "Lyren’" (1918). The article discusses different literary interpretations of the image of the protagonist in the works according to different genre intentions and also his prototypical and protoreal basis. The contrastive analysis of the two works shows the poem "The End of Kickapoo" as a creative impulse for the staging of the novel with the same title. The author of the article does not discuss the stage adaptation of a piece of fiction but a specific type of a creative mind capable of audiovisual study of a literary work. As a theatrical person Churilin tried to insert means of dramatic art into a literary work using gestures instead of word descriptions and such stage and play resources as scenery, lighting, costumes, music, gestures, poses, glances. Many of his stage settings are based on the listed actions from the poem. Churilin’s knowledge of the contemporary theatre repertoire and experimental stage directions of V.E. Meyerkhold and A.Ya. Tairov prove his theatrical thinking. The research expands our view of the writer’s creative individuality, the specific features of his world perception. The actualization of dramatic art in story "The End of Kickapoo" is connected with the problem of interaction between different codes of different art forms in Churilin’s prose works.
Список литературы
-
Аренс Л.Е. Слово о полку будетлянском // Хлебниковские чтения: материалы конференции 27 - 29 ноября 1990 г. СПб., 1991. С. 138-148.
-
Брик Л.Ю. Чужие стихи // Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963.
-
Вайцековский Е. Кикапу // http://www.stihi.ru/2013/09/09/2968 (дата обращения: 20.09. 2017).
-
Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии // Гумилев Н.С. Сочинения: В трех томах. М., 1991. Т. 3. С. 150-151.
-
Ежов И.С., Шамурин Е.И. Русская поэзия ХХ века: Антология русской лирики от символизма до наших дней. М., 1925.
-
Зайцев П.Н. Тихону Чурилину // Зайцев П.Н. Ночное солнце: Стихи. М., 1923.
-
Иванов Г.В. «Побрили Кикапу в последний раз…» // Иванов Г.В. Собрание сочинений: В 3-х т. М., 1993. Т. I.
-
Крамарь О. К. Марина Цветаева и Тихон Чурилин // Марина Цветаева: Личные и творческие встречи, переводы ее сочинений. Восьмая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9-13 октября 2000 года). М., 2001. С. 128-143.
-
Лещенко-Сухомлина Т.И. Долгое будущее: Воспоминания. М., 1991.
-
Московские мастера: Журнал искусств. М., 1916.
-
Русская поэзия «серебряного века». 1890 - 1917. Антология. М., 1993.
-
Садовской Б.А. Весна после смерти // Лукоморье. 1915. № 26. 27 июня.
-
Чурилин Т.В. Весна после смерти. М., 1915.
-
Чурилин Т.В. Конец Кикапу. Полная повесть Тихона Чурилина. М., 1918.
-
Чурилин Т.В. Встречи на моей дороге / Вступ. статья, публикация и коммент. Н. Яковлевой // Лица: Биографический альманах. 10. СПб., 2004. С. 408-494.
-
Чурилин Т.В. Стихотворения и поэмы: в 2-х т. / Сост., подгот. текста и коммент. Д. Безносова и А. Мирзаева. М., 2012.
-
Чурилин Т.В. Конец Кикапу. Агатовый Ага: Повести. Коммент. С. Шаргородского. Б.м.: Salamandra P.V.V., 2013. PDF. (Библиотека авангарда, вып.IX) // pdf.rulit.me/Tihon_Vasilevich_Churilin_Konets_Kikapu._Agatovyiy_Aga._Povesti_Rulit_Net_292043.pdf (дата обращения:20.09.2017.)
-
Юрьев О.А. Излечение от гениальности: Тихон Чурилин - лебедь и Лебядкин // http://www.newkamera.de/jurjev/ojurjev_36.html (дата обращения:20.09.2017).