Журнал «Филоlogos»
Выпуск №34 (3) (2017)
«Стоит кабачок на пути - ни проехать, ни пройти»: к интерпретации драматического этюда А.П. Чехова «На большой дороге»
Статья посвящена интерпретации одноактной пьесы А.П. Чехова «На большой дороге». Особое внимание уделяется поэтике заглавия, образной системе, мотивной структуре. Анализируются воплощенные в драматическом этюде представления писателя о жизни и смерти, грехе и нравственном воскрешении, о месте человека в мире, о смысле бытия и необходимости выбора между истинными и ложными ценностями. В статье особое значение приобретает символический образ кабака на большой дороге, переводящий бытовой конфликт во вневременную плоскость. Частная ситуация из жизни Семена Сергеевича Борцова, рассказанная в питейном заведении Тихона Евстигнеева, утрачивает признак индивидуального, получая предельно широкое звучание. Автор доказывает, что соотнесение в художественном пространстве текста бытового и бытийного пластов определяет поэтику пьесы, придает ей многозначность и многослойность, а неоднозначное, психологически сложное содержание реализуется в виртуозно разработанной системе мотивов, в которой значимыми являются мотив света, унижения, преступления, насилия, искушения, греха, тоски. Произведенный автором анализ образно-мотивной системы позволяет сделать вывод, что, несмотря на многочисленные упоминания чертей и подобной им нечисти, мрачную обстановку, в которой происходит действие, одним из основных мотивов является свет и светлое начало. В драматическом этюде звучит мысль о том, что каждый человек, пусть и однажды оступившийся, имеет право выбора и шанс на нравственное воскрешение. Автор статьи считает возможным говорить, что драматический этюд «На большой дороге» представляет собой самобытное и яркое художественное явление. Широкий философский, литературный, культурно-исторический контекст подчеркивает мысль о противоречивости и запутанности человеческих взаимоотношений, о равнодушии и вечно живой сострадательности, о страшной грубости жизни и одновременно о ее святости, о мучительности любовного чувства и о необходимости его в судьбе каждого человека. Предельная смысловая и ассоциативная насыщенность свидетельствуют об особом месте данной пьесы в «малой» драматургии А.П. Чехова.
Ключевые слова
драматический этюд; мотив; символ; образ; кабак на большой дороге; dramatic sketch; motive; symbol; image; tavern on a big road
There is a tavern on the road - one can't pass it": on the interpretation of A.P. Chekhov's dramatic sketch "On the big road"
The article deals with the interpretation of A.P. Chekhov's one-act play "On the big road". Special attention is given to the poetics of the title, the system of images, motive structure. The writer's conceptions of life and death, sin and moral revival, of a person's place in the world, the sense of existence and the necessity of choice between true and false values, incarnated in this dramatic sketch, are analyzed. The symbolic image of a tavern on a big road acquires a special meaning in the article, it transfers an everyday conflict to the timeless plane. A private situation in Semyon Sergeevich Bortsov's life, which was told in Tikhon Evstigneev's public house, loses its individual characteristic, getting the utmost wide expression. The author proves that the correlation of everyday and existential planes in a literary text determines the poetics of the play, gives it a polysemantic and multi-layer character, and polysemantic, psychologically complicated content is realized in a masterly created system of motives, where the motives of light, humiliation, crime, violence, temptation, sin, melancholy are significant. The analysis of the system of imagery and motives made by the author allows to conclude that in spite of numerous mentions of the devil and other evil spirits, gloomy environment, in which the action takes place, one of the main motives is light and universal good. The dramatic sketch expresses the idea that anyone, though once having erred, has the right of choice and a chance for moral revival. The author of the article considers it possible to say that the dramatic sketch "On the big road" presents an original and brilliant artistic phenomenon. The wide philosophic, literary, cultural and historical context stresses the idea of discrepancy and tangled character of human relations, of indifference and eternally living compassion, of awful coarseness of life and its simultaneous holiness, of the torment of love and its necessity in every person's fortune. The utmost semantic and associative saturation underline a particular place of this play in A.P. Chekhov's "minor" drama.
Список литературы
-
Бердников Г.П. Чехов-драматург: традиции и новаторство в драматургии Чехова. М., 1981.
-
Васильева С.С. Одноактные пьесы А.П. Чехова и Д.Б. Шоу (К проблеме сравнительного изучения) // Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 4. 2005. С. 24-29.
-
Васильева С.С. Чеховская традиция в русской одноактной драматургии XX века (поэтика сюжета): автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2002.
-
Чехов А.П. На большой дороге // А.П. Чехов. Драматические произведения: в 2 т. Л., 1986. Т. 1.
-
Чехов А.П. Осенью // А.П. Чехов. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1969. Т. 1.