Журнал «Филоlogos»
Выпуск №34 (3) (2017)
Неклассическая композиция повествования: к истории вопроса
В статье на примере романов («Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана, «Русские ночи» В.Ф. Одоевского) были рассмотрены основные изменения в композиции повествования в эпоху романтизма. Проанализированные выше романы показательны в том отношении, что благодаря романтической тенденции к самовыражению личностного начала человека авторская позиция стала менее регламентированной и условной, что не могло не повлиять на активную трансформацию внутренней структуры произведения, на появление наделенных повествовательным голосом персонажей и утрату привилегированной позиции вездесущего автора-рассказчика, утрату, однако, пока лишь частичную. Поэтому и «Житейские воззрения кота Мурра» Гофмана, и «Русские ночи» Одоевского можно отнести только к латентным формам (несмотря на наличие нескольких точек зрения и повествовательных инстанций, позиция автора остается доминирующей на протяжении всей композиции романа) неклассических приемов организации нарратива, получивших широкое распространение в романной практике XX века. Рассмотрение повествовательной структуры романов Гофмана и Одоевского подтверждает истинность гипотезы о том, что формирование неклассических приемов нарративного построения происходит в русле романтизма, в рамках романтической парадигмы словесности, в контексте тенденции высвобождения текста от канонических повествовательных форм, когда доминирующей тенденцией становятся оригинальность и смелость разрушения стереотипов литературного письма. «Эмансипация принципа субъективности» (С. Аверинцев) выводит на первый план такие формы текстуальности, как частные человеческие документы, а именно дневники, письма, исповедальные воспоминания, путевые заметки, что послужило непосредственным условием возникновения романов, построение которых отличалось использованием таких приемов как композиционный полифонизм, сюжетный полифонизм и монтаж.
Ключевые слова
композиция; повествование; нарратив; роман; романтизм; composition; narration; narrative; novel; romanticism
Non-classical composition of narration: the history of the issue
The article deals with the major changes in the composition of the narrative in the age of romanticism on the example of novels ("The Worldly wisdom of the cat Murr" by E.T.A. Hoffmann, "Russian nights" of V.F. Odoevsky). Analysed novels are significant in the sense that due to the romantic tendencies of self-expression of a personality the author's position has become less regulated and conditional, which could not affect an active transformation of the internal structure of the work, on the emergence of a narrative voice endowed with the characters and the loss of the privileged position of the omnipresent author, the narrator, the loss, however, is only partial. Therefore, Hoffman’s "The Worldly wisdom of the cat Murr", Odoevsky’s "Russian nights" can be attributed only to latent forms (despite several points of view and narrative instances, the position of the author remains dominant throughout the composition of the novel) of non-classical methods of organizing a narrative that is widespread in the novels of the XX century.The study of a narrative structure of the novels of Hoffmann and Odoevsky confirms the hypothesis that the formation of non-conventional techniques of a narrative construction takes place in romanticism, within the romantic paradigm of literature, in the context of the trends to release the text of the canonical narrative forms when the originality and the courage to break the stereotypes of literary writing become the dominant trend. The "emancipation of the principle of subjectivity" (S. Averintsev) brings to the fore such forms of textuality, as private human documents, including diaries, letters, confessional memoirs, travel notes, which served as the immediate condition for the novels, in composition of which such techniques as compositional polyphonism, scene polyphonism and installation were used.
Список литературы
-
Аверинцев С.С. Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.
-
Гофман Э.Т.А. Житейские воззрения кота Мурра // Э.Т.А. Гофман. Собр. соч.: в 6 т. М., 1954. Т.1.
-
Затонский Д.В. Художественные ориентиры века XX. М., 1988.
-
Иванюк Б.П. Романтический персонализм, или типологическое содержание романтического сознания в понятиях «жизнелитературы» // Русская литература и философия: постижение человека: материалы Второй Всероссийской научной конференции. Липецк, 2004. С. 106-111.
-
Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1965.
-
Михайлов А.В. Проблемы анализа перехода к реализму в литературе XIX века. М., 1997.
-
Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
-
Одоевский В.Ф. Русские ночи // Одоевский В.Ф. Собр.соч: в 2 т. М., 1981. Т. 1.
-
Теория литературы // Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М., 2004.
-
Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX века. М., 1977.