Журнал «Филоlogos»
Выпуск №36 (1) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-36-1-12-22
УСАДЕБНЫЙ ТЕКСТ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
В статье рассматриваются способы трансформации и особенности функционирования усадебного текста в современной русской поэзии. Усадебный текст представлен как семиосфера со структурно оформленным центром и размытой, дискретной периферией. Семиотической центр локализуется в творчестве И.С. Тургенева и И.А. Гончарова (вершина усадебного текста), периферия выражена текстами-вариантами, отдаленными от тургеневского инварианта как во временном, так и в структурном отношении. Таким образом, эволюция усадебного текста в поэзии идет по пути редукции незначимых элементов при сохранении основных маркеров (сигналов) усадебной поэтики. Характерной чертой усадебного текста в постусадебный период на семиотическом уровне становится отсутствие референта во внелитературной реальности, что приводит к существенным трансформациям данного сквозного текста. В 60-е годы ХХ века наблюдается ностальгическая реконструкция усадебного сюжета, основанная на читательском опыте автора и лирического героя (Б. Ахмадулина, В. Соколов). В поэзии концептуалистов происходит поворот к «языковому» аспекту функционирования усадебного кода - актуализации авторского внимания не на изображаемом, а на способе изображения, что вписывается в «лингвистический поворот» в философии постмодернистского периода. Особую роль начинают играть отношения внутри триады «автор - текст - читатель», в тексте обозначается открытая апелляция к читательскому горизонту адресата. С помощью усадебного текста концептуалисты (Л. Рубинштейн, Т. Кибиров) показывают литературоцентризм русского самосознания, обращаются к проблемам русской истории и современности (история России как история литературы). Этап развенчания усадебного текста сменяется утверждением его жизнеспособности и смыслопорождающего потенциала в романе М. Рыбаковой «Гнедич»: традиционная форма (онегинский и гомеровский тексты) наполняется философским содержанием, освобождается от иронической деконструкции. Наблюдается возвращение усадебного текста к его мифологическим истокам в поэзии XVIII века (миф о Золотом веке, Аркадии).
Ключевые слова
усадебный текст; усадебный миф; концептуализм; литературоцентризм; нарратология; сюжет; мотив; manor text; manor myth; conceptualism; literary centrism; narratology; plot; motive
A MANOR TEXT IN MODERN RUSSIAN POETRY
The article deals with the ways of transformation and peculiarities of the functioning of the manor text in contemporary Russian poetry. The manor text is represented as a semiosphere with a structured center and blurred, discrete periphery. The semiotics center is localized in the Turgenev and Goncharov's works (top of the manor text), the periphery is expressed by text-variants remote from the Turgenev's invariant both temporally and structurally. Thus, the evolution of the manor text in poetry goes along the path of reduction of insignificant elements while preserving the basic markers (signals) of estate poetics. A characteristic feature of the estate text in the contemporary period at the semiotic level is the absence of a referent in the extraliterary reality. In the sixties of the twentieth century, a nostalgic reconstruction of the manor plot is based on the reader's experience of the author and lyric hero (B. Akhmadulina, V. Sokolov). In the poetry of conceptualists there is a turn to the «linguistic» aspect of the functioning of the estate code - the actualization of the author's attention not in the depicted but in the image mode, which fits into the «linguistic turn» in the philosophy of the postmodern period. A special role is played by the relations within the triad «author-text-reader», in the text an open appeal to the readership horizon of the addressee is indicated. With the help of the estate text, the conceptualists (L. Rubinshtein, T. Kibirov) show the literary centrism of Russian self-consciousness, turn to the problems of Russian history and modernity (the history of Russia as a history of literature). The stage of dethroning the estate text is replaced by the assertion of its viability and meaningful potential in M. Rybakova's novel «Gnedich»: the traditional form (Onegin and Homeric texts) is filled with philosophical content, freed from ironic deconstruction. There is a return of the manor text to its mythological origins in the poetry of the XVIII century (the myth of the Golden Age, Arcadia).
Список литературы
-
Ахмадулина Б.А. Я вышла в сад. URL: http://www.orator.ru/stihi_ahmadulina_sad.html (дата обращения: 18.09.2017).
-
Гандлевский С. «Не сменить ли пластинку? Но родина снится опять…». URL: http://magazines.russ.ru/ra/2006/5/ga16.html (дата обращения: 18.09.2017).
-
Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 2008.
-
Женетт Ж. Фигуры // Ж. Женетт. Фигуры: в 2 т. М., 1998. Т. 1.
-
Кибиров Т. Стихи. М., 2009.
-
Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М., 1998.
-
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. СПб., 2016.
-
Пушкин А.С. Капитанская дочка: избранная проза. М., 2013.
-
Ревзина О.Г. Хронотоп в современном романе // Художественный текст как динамическая система: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 80-летию В.П. Григорьева. М., 2006. С. 265-279.
-
Рубинштейн Л. Благие призывы или иронические фигуры? Язык и стиль жизни «креативного класса» URL: http://www.liberal.ru/articles/5970 (дата обращения: 18.09.2017).
-
Рубинштейн Л.С. Регулярное письмо. URL: http://www.vavilon.ru/texts/rubinstein/1-4.html (дата обращения: 19.08.2017).
-
Рыбакова М. Гнедич: роман. М., 2011.
-
Соколов В. «Все как в добром старинном романе…». URL: http://rulitbox.ru/sokolov_3.html (дата обращения: 18.09.2017).
-
Степанова М.М. Против лирики. М., 2017.
-
Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.
-
Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства. URL: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega12.txt (дата обращения: 30.09.2017)
-
Шмид В. Нарратология. М., 2008.
-
Щукин В.Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей. М., 2007.