Журнал «Филоlogos»
Выпуск №36 (1) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-36-1-45-51
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ПРИЕМ СОЗДАНИЯ ВЫМЫШЛЕННОГО МИРА В ЛИТЕРАТУРЕ ФЭНТЕЗИ
В статье анализируется географическая карта как один приемов создания вымышленного мира, характерный для литературы фэнтези и практически не встречающийся в других фантастических жанрах. Географическая карта, привязывающая сюжетное действие к определенным топосам, помогает усилить ощущение правдоподобия описываемых событий. Объекты, представленные на ней, можно условно разделить на природные (которые выражаются в типичных пространственных моделях) и артефакты (продукты человеческой деятельности). Ключевыми топонимами на таких картах являются обозначения стран и городов, мест проживания отдельных народов, границы которых определяются природными топосами: горной цепью, крупной рекой, берегом моря и т.п. Примечательно, что количество упоминаемых в тексте топосов намного больше количества географических образов, представленных на карте в этой же книге. Такое положение вещей вытекает из ограничений, определяемых размерами бумажного издания. Однако в последнее время в связи с развитием современных технологий в Интернете появляются полноценные карты с подробным перечнем всех географических объектов вымышленной вселенной. При этом их содержание составляется не только на основании канонических текстов, но и неканонических, в том числе - многочисленных компьютерных игр. Встречаются в фэнтези и карты, отображающие не весь мир, а некую его часть: страну, город, замок или иные микротопонимы. Подлинное развитие такая картография получает в паралитературных произведениях, которые не могут обойтись без внутренних планов замков, дворцов, подземелий и пещер.
Ключевые слова
фэнтези; карта; вымышленный мир; топос; пространство; топоним; fantasy; map; fictional world; topos; space; place-name
GEOGRAPHIC MAP AS A TECHNIQUE OF CREATING A FICTIONAL WORLD IN FANTASY LITERATURE
The article analyzes the geographic map as one of the methods of creating the fictional world characteristic of fantasy literature; it is almost not found in other sci-fi genres. A geographical map that binds the story action to particular toposes helps to enhance the feeling of likelihood of the events described. The objects represented in it, can be divided into natural ones (which are expressed in typical spatial models) and artifacts (products of human activity). The key place names on these maps are the symbols of the countries and cities, locations of certain nations, the boundaries of which are defined by natural topos: a mountain range, a large river, a sea-shore, etc. It is noteworthy that the number of toposes mentioned in the text is many more than the number of geographical images presented on the map in the same book. This situation stems from limits determined by the dimensions of the paper edition. Recently, however, in connection with the development of modern technology, the Internet demonstrates full-scale maps with a detailed list of all the geographic features of the fictional universe. Besides, their contents shall be made not only on the basis of the canonical texts, but also of the non-canonical ones, including many computer games. The fantasy literature also has maps showing not the whole world but some part of it: country, city, castle, or other microtoponyms. Such mapping gets its genuine development in para-literature works that can not do without domestic plans of castles, palaces, dungeons, and caves.
Список литературы
-
144. To Naomi Mitchison, 25 April 1954 // The Letters of J.R.R. Tolkien. Boston-New York. P. 173-181.
-
Денисов Д. Карты фэнтези миров из самых лучших книг. URL: http://ramanteg.com/fantart/fentezi-karta/ (дата обращения: 05.11.2017).
-
Дерябина М.Ю. Особенности передачи английских имен собственных на русский язык: автореф. дис.. канд. филол. наук. Владикавказ, 2005.
-
Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение. Т. 9. № 3. 2010. С. 26-50.
-
Ильинова Е.Ю. Концептуализация вымысла в языковом сознании и тексте: автореф. дис.. докт. филол. наук. Волгоград, 2009.
-
Лебедев Д. Картография воображения: истоки и эстетика. URL: http://aesthesis.ru/magazine/december16/fantasymaps (дата обращения: 05.11.2017).
-
Луговая Е.А. Топоним виртуального пространства как культурно-историческая категория (на материале эпопеи Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец»): автореф. дис.. канд. филол. наук. Ставрополь, 2006.
-
Новичков А.А. Ономастическое пространство англоязычных произведений фэнтези и способы его передачи на русский язык: автореф. дис.. канд. филол. наук. Северодвинск, 2012.
-
Правдикова А.В. Микротопонимия как отражение картины мира: на материале английской литературы XIX-XX вв.: автореф. дис.. канд. филол. наук. Волгоград, 2009.
-
Путило О.О. Художественные функции образа реки в произведениях фэнтези // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Филологические науки». 2013. № 9 (84). С. 127-131.
-
Сапковский А. Без карты ни шагу (Советы для авторов, пишущих фэнтези) // Nowa Fantastyka. № 4. 1995. URL:http://danshorin.com/liter/sapkovsky2.html (дата обращения: 05.11.2017).
-
Сапковский А. Имя есть знамение (Советы для авторов, пишущих фэнтези) // Nowa Fantastyka. № 4. 1995. URL:https://writercenter.ru/blog/useful-stuff/sovety-dlja-avtorov-pishushhih-fentezi.html (дата обращения: 05.11.2017).
-
Сапковский А. Геральт: последнее желание. Меч предназначения. Кровь эльфов. Час презрения. М., 2014.
-
Семенова М. Волкодав. М.-СПб., 2005.
-
Толкиен Д.Р.Р. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. Хранители. Тула, 1994.
-
Толкиен Д.Р.Р. Хранители: Летопись первая из эпопеи «Властелин колец». М., 1982.