Журнал «Филоlogos»
Выпуск №36 (1) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-36-1-76-81
ОСОБЕННОСТИ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ ПОВЕСТВОВАНИЯ «ШКОЛЫ НОВОГО РОМАНА» («АНТИРОМАНА»)
В статье на примере романов представителей «школы нового романа» / «антиромана» («Изменение» М. Бютора, «Золотые сады» Н. Саррот) рассмотрены основные изменения композиции повествования в литературе модернизма второй половины XX века. Представители «школы нового романа» (Н. Саррот, М. Бютор, А. Роб-Грийе, К. Симон и др.), отказавшиеся от классической концепции литературного героя и традиционных способов сюжетно-композиционной организации произведения, активно использовали неклассические приемы композиции повествования, имеющие собственную историю, в особенности в XX веке. Для неклассической композиции повествования характерна нелинейность повествовательного развертывания в отличие от классического линейного повествования, противопоставляя одному единственному варианту событий его различные версии, что, несомненно, способствует сверхнормативной активизации читателя. Неклассическая композиция повествования может быть реализована и в рамках моносубъектного повествования, для которого характерно привилегированное положение одного повествователя, организующего нарративное развертывание. Значимая для неклассического нарратива смена точки зрения, возникающая в результате перехода нити повествования от одного нарратора к другому, может иметь место и при сохранении одного субъекта речи, претерпевающего в таком случае расщепление, децентрацию и деперсонализацию («Изменение» М. Бютора, «Золотые плоды» Н. Саррот). Некоторые теоретические положения поэтики французских писателей, получившие реализацию и в романной практике, во многом способствуют пониманию столь широкого распространения неклассических форм нарратива в ХХ веке и раскрывают мотивы обращения к этой технике повествования.
Ключевые слова
композиция; повествование; нарратив; роман; «школа нового романа»; «антироман»; Н. Саррот; М. Бютор; composition; narration; narrative; novel; "school of the new novel"; "anti-novel"; N. Sarraute; M. Butor
FEATURES OF NON-CLASSICAL COMPOSITION OF THE NARRATIVE OF "THE SCHOOL OF THE NEW NOVEL" ("ANTI-NOVEL")
In the article the main changes in the composition of the narrative in the literature of modernism in the second half of the XX century are considered on the example of the novels of the representatives of the "school of the new novel" / "anti-novel" ("Change" of M. Butor, "Golden gardens" N. Sarraute). The representatives of the "school of the new novel" (N. Sarraute, M. Butor, A. Robbe-Grillet, K. Simon et al.), who abandoned the classical concept of the literary hero and the traditional ways of plot-compositional organization of the work, actively used non-classical methods of narrative composition, which have their own history, especially in the XX century. The non-classical composition of the narrative is characterized by the nonlinearity of the narrative deployment in contrast to the classical linear narrative, contrasting one single version of the events with its different versions, which undoubtedly contributes to the excess activation of the reader. The nonclassical composition of the narrative can be realized within the framework of the monosubject narrative, which is characterized by the privileged position of one narrator organizing narrative deployment. Significant for the non-classical narrative change of view, arising as a result of the transition of the narrative thread from one narrator to another, can take place while maintaining one subject of speech, undergoing in this case, splitting, decentralization and depersonalization ("Change" of M. Butor, "Golden fruits" N. Sarraute). Some theoretical principles of poetics in French literature, received a realization in the novel practice, largely contribute to the understanding of the prevalence of nonclassical forms of narrative in the twentieth century and reveal the motives of resorting to this technique of storytelling.
Список литературы
-
Бютор М. Изменение // Изменение. Роб-Грийе А. В лабиринте. Симон К. Дороги Фландрии. Саррот Н. Вы слышите их?!; пер. с фр. Л.Г. Андреева. М., 1983. С. 23-236.
-
Бютор М. Роман как поиск // Судьбы романа: сб. статей. М., 1975. С. 193-199.
-
Бютор М. Размышления о технике романа // Писатели Франции о литературе: сб. статей. М., 1978. С. 398-407.
-
Панчи Э. Несколько тезисов о современном романе // Судьбы романа: сб. статей. М., 1975. С. 81-86.
-
Пестерев В.А. Роль автора в современном зарубежном романе как художественная проблема. Волгоград, 1996.
-
Саррот Н. Эра подозренья // Писатели Франции о литературе: сб. статей. М., 1978. С. 312-320.
-
Успенский Б.А. Поэтика композиции. Семиотические исследования. М., 1970.