Журнал «Филоlogos»
Выпуск №37 (2) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-37-2-12-18
ДВЕ ВСТРЕЧИ ГУМБЕРТА ГУМБЕРТА И ЛОЛИТЫ: САМОПАРОДИЯ В «ЛОЛИТЕ» В. НАБОКОВА
Основанием для размышлений, изложенных в статье, стало серьезно утвердившееся в набоковедении мнение, что последние главы «Исповеди» Гумберта Гумберта, в которых он описывает свои встречи с замужней Лолитой и Клэром Куильти, полностью им вымышлены. Цель его вымысла - создать главным персонажам своего не документального, а художественного произведения (себе, Лолите, Куильти) «эстетически полноценное будущее» (А. Долинин). События, происходящие в последних главах, Гумберт «списывает» с событий, действительно имевших место в реальности его отношений с Лолитой, однако, создавая их «по образу», он совершенно меняет их природу и предназначение, принципиально отказываясь от «подобия». В статье рассматриваются две встречи Гумберта с Лолитой: в лагере «Ку» (встреча реальная) и в Коулмонте (встреча вымышленная). Описания обеих встреч выстроены по одной и той же схеме, с акцентированием одних и тех же деталей. Несомненное сходство описаний двух встреч отчетливо выявляет их различия. В каждом описании Гумберт тонко сталкивает две точки зрения: свою как создаваемого персонажа и свою как творца, автора, писателя. В лагере «Ку» Гумберт-персонаж нетерпелив: он хочет скорее оказаться с Лолитой вдвоем в гостинице «Привал Зачарованных Охотников», а Гумберт-повествователь ироничен по отношению к нему и тормозит рассказ о развертывании событий. Такое столкновение скоростей двух повествовательных инстанций делает эпизод похожим на эпизод фильма, снятый ускоренной съемкой. В Коулмонте, напротив, неспешен Гумберт-описываемый, тогда как Гумберт-описывающий насмешливо стремится вперед, как если бы эта встреча Гумберта и Лолиты снималась замедленной съемкой. Сходства и различия двух описаний заставляют увидеть в вымышленной встрече пародию на встречу реальную. Вымышленные главы «Исповеди» пародируют всю «реальную» ее часть. «Исповедь», таким образом, оборачивается сознательной самопародией Гумберта.
Ключевые слова
«Лолита» В. Набокова; (само)пародия; нарратология; повествователь и персонаж; кинематографичность в художественном тексте; "Lolita" by V. Nabokov; (self)parody; narratology; narrator and character; cinematic techniques in literature
THE TWO MEETINGS OF HUMBERT HUMBERT AND LOLITA: SELF-PARODY IN V. NABOKOV'S "LOLITA"
The premise for the argument presented in the paper is an idea deeply rooted in the Nabokov studies. The idea is that the final chapters of Humbert Humbertʹs Confession describing his last meetings with Lolita and Clare Quilty are totally Humbertʹs fantasy. His aim is to create the future for the main characters (himself, Lolita, Quilty) of his text that has turned out to be a literary one, not a document. The events taking place in the final chapters seem to "copy" the events from Humbert's real life with Lolita. However, Humbert radically changes their nature and function. The article discusses the two meetings of Humbert and Lolita: the real one, in Camp Q, and the invented one, in Coalmont. The two scenes have the same design, focus on the same details; this similarity clearly discloses their difference. There is a collision of the two points of view in each case: Humbert-the-character and Humbert-the-narrator have a different attitude towards the situations. In Camp Q Humbert-the-character is impatient, while Humbert-the-narrator is ironic and holds the story down. The episode thus looks like a high-speed shot one. In Coalmont, on the contrary, Humbert-the-character is slow whereas Humbert-the-narrator strives forward. This gives the episode a quick-motion style. The similarities and differences of the episodes of the two meetings make us see the second one as a parody of the first one. The final, invented chapters of Humbert's Confession are a parody of all the preceding "real" bulk. The Confession itself thus becomes Humbert's self-parody.
Список литературы
-
Долинин Александр. «Двойное время» у Набокова // Долинин Александр. Истинная жизнь писателя Сирина: работы о Набокове. СПб., 2004. С. 294-330.
-
Крылов Г.А. Остолоп // Этимологический онлайн-словарь русского языка Крылова Г.А. URL: https://krylov.lexicography.online/о/остолоп (дата обращения: 5.03.2018).
-
Набоков В.В. Лолита: роман // Набоков В.В. Собрание сочинений американского периода: в 5 т. СПб., 2003. Т 2. С. 9-390. Курсив во всех цитатах мой. - И.Б.
-
Плужников Б.Ф. Замедленная киносъемка // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1972. Т. 9. С. 323-324. Клн. 957-958.
-
Ускоренная киносъемка // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1977. Т. 27. С. 104. Клн. 238.
-
Семенова Н.В. Цитата в художественной прозе (на материале произведений В. Набокова): автореф. дис. … докт. филол. наук. М., 2004.
-
Фасмер Макс. Остолоп // Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М., 2003. Т. 3.