Журнал «Филоlogos»
Выпуск №37 (2) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-37-2-34-41
КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ЗВУКООБОЗНАЧЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ («ЛИЦА В ТЕНИ» П. БУАЛО И Т. НАРСЕЖАКА)
В статье рассматриваются физиологические особенности выражения звуков. Материалом исследования послужил роман П. Буало и Т. Нарсежака «Лица в тени». Лексические единицы, выражающие различные звуки, важны для построения определенной коммуникативной интенции авторов. В статье рассматривается понятие семантического поля и его основные характеристики. Так, например, для нашего исследования необходимы такие понятия, как ядро, периферия и их лексическая наполняемость. В нашей работе речь идет о текстовом семантическом поле и о месте лексических единиц в авторской интерпретации сюжета. Анализу лексики, интерпретирующей различные звуковые эффекты, предшествует исследование коммуникативно-семантической структуры романа. Выделяются темы и подтемы, каждая из которых подробно анализируется с приведением примеров из текста. В статье указано, что название романа тесно связано с сюжетной линией, поскольку именно родственники оказываются теми лицами в тени, о которых идет речь. Каждой выделенной ранее подтеме соответствует подтверждающая ее сюжет лексика. На протяжении всего повествования лексические единицы, обозначающие различные звуки, играют важную роль в повествовании и указывают на изменение внутреннего мира главного персонажа. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о значимой роли звукообозначений в жизни главного персонажа. В романе прослеживается важная коммуникативная и текстообразующая роль звукообозначений. Значимость этих лексических единиц для передачи замысла авторов обусловлена спецификой сюжетной линии романа. Звуки помогают Эрмантье осуществлять связь с окружающим миром. Используя лексические единицы, репрезентирующие звуки, авторы показывают, что Эрмантье почти до самой развязки романа живет в мире, картина которого искажена его ближайшим окружением. И только в заключительных эпизодах у Эрмантье появилось адекватное восприятие действительности. Следует подчеркнуть, что контекстуально обусловленный смысл звукообозначений служит не только средством репрезентации коммуникативной авторской интенции, но и способом обеспечения смысловой структуры исследуемого романа.
Ключевые слова
коммуникативная функция; звуки; семантическое поле; художественный текст; тема; авторская интенция; communicative function; sounds; semantic field; literary text; theme; author's intention
COMMUNICATIVE FUNCTIONS OF SYMBOLS OF THE SOUNDS IN A LITERARY TEXT ("LES VISAGES DE L'OMBRE" BY P. BOILEAU AND T. NARSEJAC)
The article deals with the physiological features of the expression of sounds. The research is based on the novel by P. Boileau, and T. Narsejac «Les visages de l'ombre». Lexical units expressing different sounds are important for building a certain communicative intention of the authors. The article deals with the concept of semantic field and its main characteristics. For example, for our research we need such concepts as the core, periphery and their lexical content. In our work we are talking about the text semantic field and the place of lexical units in the author's interpretation of the plot. The analysis of vocabulary interpreting different sound effects is preceded by the study of communicative-semantic structure of the novel. Topics and subtopics are identified, each of which is analyzed in detail with examples from the text. The article States that the name of the novel is closely connected with the storyline, since it is the relatives who appear to be those persons in the shade in question. Each selected sub-topic corresponds to substantiate its story vocabulary. Throughout the narrative lexical units denoting different sounds play an important role in the narrative and indicate a change in the inner world of the main character. The conducted research allows us to draw conclusions about the significant role of sound meanings in the life of the main character. The novel traces the important communicative and text-forming role of sound meanings. The importance of these lexical units for the transfer of the authors' idea is due to the specifics of the storyline of the novel. Sounds help Hermantier to implement with the outside world. Using lexical units representing the sounds, the authors show that Hermantier almost to the end of the novel lives in a world whose picture is distorted by his immediate environment. And only in the final episodes of Hermantier adequate perception of reality appeared. It should be emphasized that contextually conditioned sense of sound meanings serves not only as a means of representation of communicative author's intention, but also as a way of providing semantic structure of the investigated novel.
Список литературы
-
Барышев Н.В. Национальная специфика лексико-семантических полей «Средства передвижения» в русском и английском языках: автореф. дис.. канд. филол. наук. Воронеж, 1999.
-
Буало П., Нарсежак Т. Волчицы. Лица в тени. Ворота моря / сост. Г.С. Беляева. М., 1986.
-
Буало П., Нарсежак Т. Полное собрание сочинений в 11-ти томах. Т. 1: Романы. Пер. с франц. Н. Световидовой. М., 1995.
-
Лопатникова Н.Н. Некоторые тенденции развития лексической системы современного французского языка. М., 2002.
-
Попова З.Д. Теоретические вопросы полевого описания лексической подсистемы языка. Воронеж, 1989.
-
Стернин И.А. Значение слова и его компоненты. Воронеж, 2003.