Журнал «Филоlogos»
Выпуск №37 (2) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-37-2-49-55
ГАЗДАНОВ И ДОСТОЕВСКИЙ: ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СБЛИЖЕНИЯ
В статье анализируются художественные воззрения Гайто Газданова, представителя младшего поколения писателей-эмигрантов, в соотношении с художественным методом Ф.М. Достоевского. Материалом послужило раннее творчество Газданова, прежде всего его статья «Заметки об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане», а также письма, дневниковые записи и художественные произведения Достоевского. Формирование эстетических представлений Газданова как писателя приходится на вторую половину 20-х годов ХХ века, когда он делает первые шаги в литературе. В это время в эмигрантской литературной среде активно обсуждаются главные проблемы искусства и культуры. В первую очередь - кризис художественного сознания. Это проблема была остроактуальной не только для писателей русского зарубежья, но и для всей западноевропейской культуры. Именно в это время Газданов вступает в литературу и пытается найти свой путь преодоления этого кризиса. Развитие и укрепление индивидуального авторского голоса происходит как под влиянием современных Газданову литературных течений, так и под влиянием русской классической прозы. Особое место в этом плане принадлежит Достоевскому, с которым Газданова связывает общность художественных воззрений на принципиальные вопросы литературы и искусства. В своем раннем манифесте «Заметки об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане» Газданов проговаривает свое отношение к настоящему искусству, которое носит иррациональный характер. Мистическое начало свойственно и творчеству Достоевского. Именно это начало позволило многим исследователям творчества автора «Бесов» и «Братьев Карамазовых» дать наименование и его творческому методу - фантастический реализм. В «Заметках об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане» фантастическое искусство выступает синонимом настоящего, что дает основания проводить аналогии между художественными взглядами двух русских писателей.
Ключевые слова
Г. Газданов; Ф. Достоевский; настоящее искусство; искусство фантастического; художественный метод; фантастика реальности; пограничные состояния; G. Gazdanov; F. Dostoyevsky; real art; art of fantastic; art method; fantasy of reality; border states
GAZDANOV AND DOSTOEVSKY: EXPERIENCE OF ART CONVERGENCE
The article is aimed at exploring Gaito Gazdanov's artistic conceptions, who represents the younger generation of emigrant writers, in relation to the artistic method of F.M. Dostoyevsky. The study is based on the early works of Gazdanov, in particular on his article "Notes on Edgar Poe, Gogol and Maupassant", as well as letters, diary entries and art works of Dostoyevsky. The formation of the aesthetic representations of Gazdanov as a writer falls on the second half of the 1920s, when he takes the first steps in the literature. At this time, the main problems of art and culture are actively discussed in the emigrant literary environment. In the first place there is the crisis of artistic consciousness. This problem was acute not only for Russian writers abroad, but also for the entire West-European culture. It is at thas time that Gazdanov enters literature and tries to find his ways to overcome this crisis. The development and strengthening of the individual author's voice takes place both under the influence of modern Gazdanov currents and trends, and under the influence of Russian classical literature. A special place in this regard belongs to Dostoyevsky, with whom Gazdanov connects the community of artistic views on fundamental issues of literature and art. In his early manifest, called "Notes on Edgar Poe, Gogol and Maupassant", Gazdanov says his attitude to this art, which is irrational. The irrational, mystical beginning characterizes of the works of Dostoevsky. This beginning has allowed many researchers of creativity of the author of "Demons" and "The Brothers Karamazov" give the name of fantastic realism to his creative method. In "Notes about Edgar Poe, Gogol and Maupassant" fantastic art acts as a synonym of the present that gives the grounds to draw analogies between art views of two writers, Gazdanov and Dostoyevsky.
Список литературы
-
Бердяев Н. Философия творчества, культура и искусство: в 2 т. Т. 2. М., 1994.
-
Газданов, Гайто Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1. Романы. Рассказы. Литературно-критические эссе. Рецензии и заметки / Гайто Газданов; под общ. ред. Т.Н. Красавченко; составители, подгот. текста, коммент. Л. Диенеша, Т.Н. Красавченко, С.С. Никоненко и др. М., 2009.
-
Гроссман Л. Поэтика Достоевского. М., 1925.
-
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л., 1972-1990. Для томов 28-30 римской цифрой указывается номер полутома.
-
Захаров В.Н. Фантастическое // Достоевский. Эстетика и поэтика. Словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников и А.А. Алексеев. Челябинск, 1997.
-
Розанов В.В. Полное собрание сочинений: в 35 томах. Серия «Литература и художество»: в 6 томах // Розанов В.В. Т. 1. О писательстве и писателях: Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Статьи 1889-1900 гг. СПб. 2014. С. 41-42.
-
Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество. Ymca Press. Париж. 1980.
-
Слоним М. Литературный дневник. Молодые писатели за рубежом // Воля России. 1929. № X-XI. С. 116-117.
-
Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского. СПб., 2010.
-
Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л., 1964.