Журнал «Филоlogos»
Выпуск №37 (2) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-37-2-56-63
ВЕЩЬ КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЗЕ ТРУМЕНА КАПОТЕ 1950-Х ГГ
В представленной статье анализируются особенности коммуникации и связанного с ними феномена молчания в творчестве Трумена Капоте. Специфика молчания рассматривается через взаимосвязь двух коррелирующих между собой категорий в текстах писателя - «слова» и «вещи». Для героев Капоте 1950-х гг. характерно призрачное проявление вовне на уровне бесформенных ощущений, они не вступают с внешним миром в открытый диалог и напротив стараются избегать любой вербальной экспрессии. На этом этапе творчества персонажи Капоте «говорят» на неясном языке внутренних переживаний. Расплывчатые ощущения они «выплескивают» наружу в виде едва осязаемых, словесно невыразимых чувств. Проекция внутренних переживаний вовне, фиксация этих ощущений в объекте - один из основных способов коммуникации капотевских героев с миром, в основе которого лежит принцип замещения слова вещью. Вещь в художественном пространстве Капоте становится инструментом объективизации невыразимого и невысказанного. Как правило, персонажей послевоенной прозы США отличает ощущение своей зыбкости и хрупкости под натиском внешних раздражителей. Однако в отличие от современных Капоте писателей, таких как, например, Сэлинджер, персонажи которого, чувствуя враждебность вещного мира, находят спасение во внутреннем затворничестве или в идее эскапизма, персонажи Капоте не отстраняются от мира объектов, а напротив, находят глубокое успокоение в слиянии с ним. Вещь у капотевских героев становится продолжением себя, герои полностью отождествляются с ней. Объектами, которые герои Капоте избирают для слияния, являются природа и предметы быта. Поскольку капотевские герои переживают мир на эмоционально-чувственном уровне и избегают вербального проявления, их внутренние переживания выходят наружу в виде сенсорных элементов, таких как звук, запах и цвет. В этой связи вещь в мире Капоте выступает внешней оболочкой, фиксирующей собой рассеянный поток чувств. Одушевленная чувствами вещь выполняет заместительную функцию слова, к которому у героев Капоте нет доверия.
Ключевые слова
Трумен Капоте; литература США; поэтика молчания; невербальная коммуникация; слово и вещь; Truman Capote; American literature; poetics of silence; nonverbal communication; word and thing
THING AS A TOOL OF COMMUNICATION IN TRUMAN CAPOTE'S PROSE OF THE 1950S
The present paper deals with the peculiarities of communication and the associated phenomenon of silence in Truman Capote's works. The specificity of silence is represented through relationships of two equally important categories in Capote's artistic world: "a word" and "a thing". Capote’s characters of 1950's are characterized by a shadowy appearance in the outer world at the level of formless feelings, they are not engaged in a dialogue with the outside world and, on the contrary, try to avoid any verbal expression. At this stage of creativity, Capote's characters "speak" the unclear language of inner experiences. They "splash out" their vague feelings in the form of barely tangible, verbally unspeakable feelings. The projection of inner experiences outward, the fixation of these sensations in the object is one of the main ways of Capote's characters communication, based on the principle of the substitution of the word for the thing. The thing in the Capote's artistic space becomes a tool for objectifying the unspeakable and unspoken sensations. Typically, the characters of postwar American prose are distinguished by a sense of their fragility under the pressure of external irritants. However, unlike contemporary writers, for example, Salinger, whose characters feel the hostility of the material world and, as a consequence, find the rescue in their inner, speechless reclusion or in the idea of escapism, Capote's characters do not escape from the world of objects, but, on the contrary, find deep comfort in merging with it. The thing of Сapote's characters becomes a continuation of themselves, the characters are completely identified with it. The objects that Capote's characters choose for merging are home everyday things and nature. Due to the fact that Capote' characters experience the world at the emotional-sensory level and avoid any verbal expression, their inner sensations go out in the form of sensory elements such as sound, smell and color. In this regard, the thing in Capote's world acts as a shell that fixes a vague stream of feelings. The thing animated with feelings performs the substitutive function of the word, which has lost its credibility in Capote's artistic space.
Список литературы
-
Бубер М. Я и ТЫ // Квинтэссенция: философский альманах. М., 1992. С. 294-370.
-
Капоте Т. Завтрак у Тиффани: повести. СПб., 2015. С. 147-251.
-
Капоте Т. Закрой последнюю дверь. URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/kapote-trumen/zakroj-poslednyuyu-dverj (дата обращения: 10.03.2018).
-
Капоте Т. Луговая арфа. URL: https://royallib.com/book/kapote_trumen/lugovaya_arfa.html (дата обращения: 20.01.2018).
-
Капоте Т. Мириэм. URL: http://smartfiction.ru/prose/miriem/ (дата обращения: 10.03.2018).
-
Капоте Т. Один из путей в рай. М., 1967. С. 43-62.
-
Капоте Т. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3. СПб., 2008. С. 111-127.
-
Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. «Вещный мир» человека: коммуникативно-жанровый аспект // Русский язык сегодня. Вып. 1. Сб. статей / РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. М., 2000. С.170-182.
-
Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1990.
-
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1996.
-
Лоуэн А. Предательство тела. URL: http://www.koob.pro/lowen/predatelstvo_tela (дата обращения: 20.01.2018).
-
Любимская О.М. Мотив утраченной речи в произведениях Т. Капоте 1950-х гг. // LITTERA TERRA: материалы VI Международной конференции молодых ученых «Littera terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы». Екатеринбург, Вып. 12, 2017. С. 163-171.
-
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
-
Финкелстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе. М., 1967.
-
Ястребов А.Л. Концепция детского характера и проблема отчуждения в творчестве Дж. Д. Сэлинджера и Т. Капоте («Над пропастью во ржи», «Луговая арфа»): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1989.
-
Riesman D. The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character. New Haven: Yale University Press, 1961.