Журнал «Филоlogos»
Выпуск №37 (2) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-37-2-81-87
ДВЕ ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ: СИТУАЦИЯ КОМПРОМИССА В ДВУЧАСТНОМ РАССКАЗЕ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «НАСТЕНЬКА»
Творчество А.И. Солженицына, сделавшего главным предметом своего изображения трагические изломы русской истории ХХ века, давно находится в центре внимания российских и зарубежных исследователей. С легкой руки Жоржа Нива, в современном литературоведении утвердилось мнение о том, что Солженицын воссоздает преимущественно «мужской» мир. Однако это представление нуждается в определенной корректировке. Ведь почти сразу, со второй публикации в «Новом мире», его героиней стала женщина, сумевшая выдержать испытания века и сохранить свои лучшие качества в чрезвычайно суровых обстоятельствах - это Матрена («Матренин двор», 1959 г.). Тем не менее, исследование женских образов в произведениях Солженицына началось относительно недавно, хотя трактовка писателем женского характера достойна внимания исследователей и читателей. В двучастных рассказах предметом изображения Солженицына являются трагические повороты различных человеческих судеб, данных в сопоставлении друг с другом. Цикл двучастных рассказов представляет собой интереснейшую попытку сопоставления двух этапов жизни одного человека или же соотношения судеб двух людей. В рассказе «Настенька» рассматриваются два варианта женской судьбы в исторической ситуации 1920-30-х годов, которые противопоставлены благодаря принципу композиции двучастных рассказов, разработанному Солженицыным в 1990-е годы. Писатель обращает особое внимание на изображение судеб двух героинь в переломную эпоху, когда трансформациям подвергаются основы национальной жизни русского народа, в том числе такая базисная часть цивилизационного поля, как роль женщины в социуме, а также соотношение ролей женщины и мужчины. Дистанция между двумя героинями весьма велика, но обе приходят к сходному финалу. Обе молодые женщины оказываются в ситуации сложного нравственного выбора, в результате которого каждая из них идет на компромисс с обстоятельствами. Трагедия героинь данного произведения состоит не только во внешних обстоятельствах их судеб, но и в потере религиозной веры. При всей разности судеб героинь они не только противопоставлены, но и сопоставлены: обе жизни сломлены компромиссом с историческими обстоятельствами эпохи.
Ключевые слова
женские образы; ситуация выбора; компромисс; двучастные рассказы; творчество А.И. Солженицына; female character; choice; compromise; two-part stories; A.I. Solzhenitsyn’s works
THE FATES OF TWO WOMEN: THE SITUATION OF COMPROMISE IN A.I. SOLZHENITSYN’S TWO-PART STORY "NASTENKA"
Creativity of A.I. Solzhenitsyn, who made the main subject of his study tragic fractures of Russia in the twentieth century, has long been in center of attention of Russian and foreign researchers. Following Georges Nivas example, the view that Solzhenitsyn recreates a predominantly male world is confirmed in modern literary studies. However, this view needs some adjustment. Almost immediately, a woman who managed to withstand the test and maintain all sorts of positive qualities in extreme harsh circumstances became the central character of Solzhenitsyn's second publication in the "New world" ("Matryonin Dvor", 1959). Her name is Matryona. The study of the female images in Solzhenitsyn's works has begun more recently, although writer's interpretation of a female is worthy of researcher' and readers' attention. In two-part stories Solzhenitsyn focused on the tragic twists of different human destinies, which were presented in comparison with each other. The series of two-part stories is a fascinating attempt to map the two stages in one man's life or the comparison of the fates of two people. The principle of composition in two-part stories was developed by Solzhenitsyn in the 1990s. In the story "Nastenka" two versions of a female destiny are considered in the historical situation of the 1920-30-ies, which are contrasted due to the principle of composition of two-part stories, developed by Solzhenitsyn in the 1990s. The writer pays special attention to the fates of two heroines in a crucial era, when the foundations of people's life in Russia are undergoing transformations, including such a basic part of the civilizational field as the role of women in the society, as well as the relationship between women and men. The two heroines are unlike in disposition, but their fates come to a similar ending. Both young women find themselves in a situation of a difficult moral choice, in which each of them has to compromise with the circumstances. In this work heroines' tragedy is not only in the external circumstances of their lives, but also in the loss of their religious faith. Despite all the differences in the fates of two heroines, they are not only opposed, but also compared: both lives are broken by compromising with the historical circumstances of the era.