Журнал «Филоlogos»
Выпуск №37 (2) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-37-2-88-94
НАРРАТИВНЫЙ ДИСКУРС РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ XXI ВЕКА И ЕГО ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ1
В статье рассматривается феномен нарратива, в котором соединяются окружающий мир, человек, его воображение, язык, время, пространство; особенности педагогического нарратива, нацеленного на усвоение педагогического знания через повествование и эмоциональное сопереживание, а также детского нарратива как его разновидности, отражающего уникальность детского мышления, мировосприятия и языка; тесную взаимосвязь этих нарративов с наррративом детской художественной литературы, характеризующимся не столько развлекательной, сколько воспитательно-образовательной направленностью и учитывающем особенности детской читательской аудитории. Художественный нарратив анализируется в русле дискурсивности ввиду его открытого и текучего характера; подчеркивается культурно-историческая природа нарративного художественного дискурса и его включенность в широкий культурно-дискурсивный контекст; полифонический характер историй, составляющих основу нарративного дискурса художественной литературы; совмещение в нем объективных факторов и художественного вымысла; доминирование повествовательной стратегии текстопорождения в художественном тексте. В повествовательном тексте создается особая опосредующая инстанция «я-здесь-теперь», выступающая своеобразным ориентиром читателя в мире художественного произведения. Основное внимание в статье уделяется описанию специфики современного художественного нарратива для детей как определенной модели мира, более объемного, чем мир человеческого опыта; жанровых форм художественного нарратива для детей, отражающих художественное мышление писателя и его связь с юными читателями, которые в процессе чтения конструируют текст вместе с автором, предугадывая вероятный ход дальнейших событий; подчеркивается влияние на жанровую систему современной художественной прозы для детей модных тенденций и предпочтений читательской аудитории; активная динамика развития жанровых форм на современном этапе и постоянное появление новых образований, часто имеющих синтетический характер; потеря популярности классического художественного нарратива, особенно у подростков, чей ритм жизни и сфера интересов кардинально изменились; доминирование среди жанровых форм русского детского художественного нарратива приключенческого жанра, исторически восходящего к фольклорной волшебной сказке.
Ключевые слова
нарратив; нарративный дискурс; детский нарратив; педагогический нарратив; художественный нарратив для детей; жанры нарративного художественного дискурса для детей; narrative; narrative discourse; children's narrative; pedagogical narrative; artistic narrati
THE NARRATIVE DISCOURSE OF THE RUSSIAN CHILDREN'S FICTION IN THE XXI CENTURY AND ITS GENRE FORMS
The article deals with the phenomenon of the narrative which combines the world around us, human-being, his imagination, language, time, space; features of pedagogical narrative aimed at mastering pedagogical knowledge through the narrative and emotional empathy as well as children's narrative as its kind reflecting the uniqueness of children's thinking, worldview and language; close relationship of these narratives with the narrative of children's fiction characterized not only by entertaining but also educational orientation and taking into account the characteristics of the children's readership. The artistic narrative is analyzed in the terms of discourse because of its open and fluid nature; the paper emphasizes the cultural and historical nature of the narrative literary discourse and its inclusion in the broader cultural and discursive context; polyphonic nature of the stories that form the basis of the narrative discourse of fiction; combination of objective factors and artistic fiction; dominance of the narrative strategy in the literary text. Special mediating instance "I-here-now" serving as a kind of reader's landmark in the world of artwork is created in the narrative text. The main attention is paid to the description of the specifics of modern artistic narrative for children as a certain model of the world, more voluminous than the world of human experience; genre forms of the artistic narrative for children reflecting the artistic thinking of the writer and his relationship with young readers who in the process of reading design the text together with the author anticipating the likely course of further events; the article emphasizes the impact of fashion trends on the genre system of modern artistic prose for children; active dynamics of the development of genre forms at the present stage and the constant emergence of new formations often having a synthetic character; loss of popularity of the classic artistic narrative, especially among adolescents whose rhythm of life and sphere of interest have changed dramatically; the dominance of the adventure genre historically dating back to the genre of folk fairy tale among the genre forms of the Russian children's artistic narrative.
Список литературы
-
Алещанова И.В. Нарративность: определение понятия // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград, 2006. № 3. С. 43-47.
-
Андреева В.А. Литературный нарратив: текст и дискурс // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб., 2007. № 28. С. 61-71.
-
Бахтин М.М. Заметки. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5. М., 2012.
-
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
-
Бобина Т.О. Мода в книжной культуре: границы дозволенного: сборник научных статьей URL: http://greyish.ru/?p=1240 (дата обращения: 05.02.2018).
-
Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29-42.
-
Гадамер Г.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. URL: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/gadamer-istina_i_metod.pdf (дата обращения: 01.02.2018).
-
Гинзбург К. Мифы - эмблемы - приметы: Морфология и история. Сборник статей. М., 2004. С. 36-37.
-
Греймас А.Ж. Размышления об актантных моделях // Вестник Московского университета. 1996. Серия 9. Филология. № 1. С. 155-169.
-
Мальцева Н.Г. Устный дискурс русских и английских детей в возрасте 5-6 лет: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2002.
-
Месеняшина Л.А. Инициативное письменное творчество детей и младших подростков как лингвистический источник // Вестник Кемеровского государственного университета, 2016. № 3. С. 58-59.
-
Новейший философский словарь. Минск, 2003.
-
Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 2006.
-
Тармаева В.И. Самоорганизация нарративного дискурса // Вестник Забайкальского государственного университета, 2009. № 5 (56). С. 176-177.
-
Трубина Е.Г. Рассказанное Я: отпечатки голоса. Екатеринбург, 2002.
-
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы кино. М., 1977.
-
Шахнарович А.М. Особенности детской речи. М., 2000. С. 25-30.
-
Электронная энциклопедия «Педагогика». URL:http://paidagogos.com/?p=1382 (дата обращения: 02.02.2018).
-
Электронный словарь «Академик». URL: https://epistemology_of_science.academic.ru/464/нарратив (дата обращения: 01.02.2018).
-
Eco U. Six walks in the fictional woods. U. Eco. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1994.
-
Poster M. The Mode of Information: Post-Structuralism & Social Context. M. Poster. Cambridge, 1996.