Журнал «Филоlogos»
Выпуск №38 (3) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-38-3-11-16
А.С. ПУШКИН В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ И.А. БУНИНА
Статья посвящена исследованию творческого влияния А.С. Пушкина на художественное сознание И.А. Бунина. Сопоставление этих литературных вершин порождает эффект горного эха, которое, разносясь по горным отрогам, неожиданно меняет, казалось бы, знакомый голос, усиливая его, проявляя в нем неожиданные интонации, звуки, модуляции. Присутствие Пушкина в контексте бунинского творчества многообразно, но в основном, по нашему мнению, тяготеет к двум видам: ассоциативному и реминисцентному. Ассоциативная связь возникает обычно там, где общая атмосфера бунинского произведения проникнута ощущением светлой гармонии, полноты бытия, чувством радостного служения красоте. В таких произведениях нет прямых аналогий с Пушкиным, его соприсутствие рассеяно по тексту точно «легкое дыхание» и проявляется в настроении, в эмоциональном строе произведения. Подобная форма воздействия Пушкина на творческое сознание Бунина характерна, например, для рассказов «Легкое дыхание», «Косцы», «В некотором царстве». Другой тип влияния на музу Бунина проявляется в наличии имплицитных реминисценций, которые в «неявной», «косвенной» форме отсылают нас к пушкинскому произведению, к эпохе его создания. Их наличие способствует возникновению нравственно-философского подтекста, делающего короткие рассказы Бунина многозначными и многослойными. «Неявные», имплицитные пушкинские реминисценции во многом уточняют и углубляют проблематику произведений писателя ХХ века, подключают их к традиции, содействуя тем самым объединению в единое целое столетие русской культуры в ее дворянском варианте. Вступая в диалог с традицией, имплицитные реминисценции, одновременно подчеркивают новизну бунинского творения, что выразительно иллюстрируют такие рассказы, как «Руся», «Безумный художник», «Сверчок», повесть «Деревня».
Ключевые слова
А.С. Пушкин; И.А. Бунин; ассоциация; реминисценция; имплицитный; A.S. Pushkin; I.A. Bunin; association; reminiscence; implicit
A.S. PUSHKIN IN I.A. BUNIN'S CREATIVE CONSCIOUSNESS
The article deals with the study of A.S. Pushkin's creative influence on I.A. Bunin's artistic consciousness. The comparison of these literary peaks generates the effect of the mountain echo, which is sounding along mountain spurs and suddenly changes an apparently familiar voice, making it stronger, revealing unexpected tones, sounds, modulations in it. The presence of Pushkin in the context of Bunin's creative work is diverse, but in our opinion, in general it inclines to two types: associative and reminiscent ones. Associative connection usually appears when the general atmosphere of a Bunin's work is penetrated with the feeling of radiant harmony, fullness of existence, the feeling of joyful serving to beauty. There are no direct analogies to Pushkin in such works, his co-presence is scattered in the text, like "a light breathing", it manifests itself in the mood, the emotional system of the work. This form of Pushkin's influence on Bunin's creative consciousness is characteristic, for example, of the stories "Light breathing", "Mowers", "In a certain kingdom". The other type of influence on Bunin's muse is manifested in the presence of implicit reminiscences, which in the "non-explicit", "indirect" form refer us to a Pushkin 's work, to the history of its creation. Their presence helps rising concealed moral and philosophic meaning, which makes Bunin's short stories rich in multi-sense and multi-layer. "Non-explicit", implicit reminiscences to Pushkin elaborate and deepen problems of the writer's works of the XX century, attach them to the tradition, thus contributing to uniting a century of Russian culture in its nobiliary variant. While joining the dialogue with the tradition, implicit reminiscences also emphasize the novelty of Bunin's creativeness, which is expressively illustrated by such short stories as "Rusya", "Mad painter", "Cricket", the story "Village".
Список литературы
-
Бахрах А.В. Бунин в халате. По памяти, по записям. М., 2006.
-
Бунин И.А. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М., 1988. С.108-109. Далее при ссылке на это издание в тексте в скобках указываются том и страница.
-
Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003.
-
Мышалова Д. Реалист ли Бунин? О поэтике цикла «Темные аллеи» // Грани. 1994. № 171. С. 124-130.