Журнал «Филоlogos»
Выпуск №38 (3) (2018)
УДК 10.24888/2079-2638-2018-38-3-17-25
СЛОВО, ИДУЩЕЕ ЗА ЖИВОПИСЬЮ: ПОРТРЕТЫ И АВТОПОРТРЕТЫ Т.В. ЧУРИЛИНА
Актуальная для современного литературоведения и искусствоведения проблема взаимодействия изображения и слова рассматривается в статье на примере творчества Т.В. Чурилина, поэта, писателя, драматурга, стремившегося к синтезу языков различных видов искусства в пределах одного литературного текста. Т.В. Чурилин достаточно скупо использовал изобразительные средства, тем более интересными оказываются те случаи, когда слово формирует визуальный нарратив, восходящий к искусству живописи в таких жанровых формах, как портрет и автопортрет. С наибольшей очевидностью механизм взаимодействия изображения и слова реализовался в автобиографических произведениях Чурилина, в частности, в романе-хронике «Тяпкатань» и в репрезентирующем позднюю лирику стихотворении «Портрет». По необходимости к анализу привлекаются мемуарные свидетельства, а также черновые записи и наброски к произведениям Чурилина, хранящиеся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. Живописный подтекст романа-хроники «Тяпкатань» создается портретированием действующих лиц, а также упоминанием имен художников и ссылками на визуальные образы с высоким индексом узнаваемости. При этом сумма представленных в словесном портрете характеристик (внешность, поза, одежда, положение в пространстве) остается неизменной в каждом конкретном случае. Создавая «словесные образы визуально воспринимаемых объектов», Чурилин опирался на реальный автобиографический материал, что в полном объеме соответствует основным требованиям, предъявляемым к живописному портрету. Словесные портреты, выполненные Чурилиным с оглядкой на специфические приемы изобразительного искусства, являются способом презентации авторского отношения к изображаемому. Рассчитанные на способность читателя к ассоциативному мышлению, они создают необходимые условия для коммуникации в формате «автор - читатель». Параллельно с портретированием действующих лиц в автобиографической прозе осуществляется автопортретирование, получившее свою концептуальную разработку в стихотворении «Портрет». Образная система этого стихотворения зафиксировала итоговые результаты процесса личностной и творческой идентификации, осуществлявшейся писателем на протяжении всей его литературной деятельности.
Ключевые слова
Т.В. Чурилин; роман-хроника; «Тяпкатань»; изображение и слово; портрет; автопортрет; живописный подтекст; T.V. Churilin; novel; chronicle; "Tyapkatan"; the image and the word; portrait; self-portrait; beautiful overtones
THE WORD COMING AFTER PAINTING: PORTRAITS AND SELF-PORTRAITS BY T.V. CHURILIN
Relevant to modern literary studies and art history the problem of interaction between image and word is discussed in the article on the example of the work of T.V. Churilin, poet, writer, playwright, aspiring to the fusion of languages of different types of art within a literary text. T.V. Churilin quite sparingly used visual means, the more interesting may seem those cases when the word forms a visual narrative, going back to the art of painting in such genre forms as portrait and self-portrait. With the most obvious mechanism of the interaction between the image and the words materialize in the autobiographical works of Churilin, in particular, in the novel-chronicle "Tyapkatan" and representing the later lyrics of the poem "Portrait". If necessary, the analysis involves memoirs, as well as draft records and sketches to the final product Churilin stored in the funds of the Russian state archive of literature and art. The picturesque subtext of the novel-chronicles is created by the mention of the names of artists, references to visual images with a high index of recognition, as well as portraying the characters. At the same time, the sum of the characteristics presented in the verbal portrait (appearance, posture, clothing, position in space) practically remains unchanged in each case. Creating "verbal images of visually perceived objects, Churilin relied on real autobiographical material, which is consistent with the basic requirements for a picturesque portrait. Verbal portraits made by Churilin with an eye on the specific techniques of fine art, are a way of the presentation of the author's attitude to the depicted object. They are designed for the reader's readiness for associative thinking and create the necessary conditions for communication in the "author - reader" format. In parallel with the portrayal of actors in the autobiographical prose, self-portrait is carried out, which received its conceptual development in the poem "Portrait". The figurative system of this poem recorded the final results of the process of personal and creative identification carried out by the writer throughout his literary activity.
Список литературы
-
Александрова О.В. Купеческий портрет как жанр русской живописи: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2007.
-
Альфонсов В.Н. Слова и краски. СПб., 2006.
-
Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. М., 1980.
-
Белецкий А.И. В мастерской художника слова // Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы / под общей ред. Н.К. Гудзия. М., 1964. С. 51-233. (Глава «Изображение внешности лиц» написана М.О. Габель).
-
Дьяконова Ю.Б. Бронислава Корвин-Каменская. Материалы к творческой биографии // Проблемы научной реставрации памятников истории и культуры: материалы конференции молодых ученых 26-27 апреля 2005 (Чтения памяти Л.А. Лелекова - 2005). М., 2005. С. 58-66.
-
Зайцев П.Н. Воспоминания. М., 2008.
-
Крамарь О.К. Хлебниковский «триптих» Т.В. Чурилина // ФИЛОLOGOS. Вып. 4 (31). Елец, 2016. С. 32-43.
-
Крамарь О.К. Т.В. Чурилин. Словарь справочных материалов. Елец, 2016.
-
Крусанов А.В. Русский авангард. 1907-1932 (Исторический обзор): в 3 т. Т. 2. Футуристическая революция (1917-1921). Кн. 2. М., 2003.
-
Лотман Ю.М. Портрет // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / сост. Р.Г. Григорьева, предисл. С.М. Даниэля. СПб, 2002. С. 349-375.
-
Поляков В.В. Книги русского кубофутуризма. М., 2007.
-
Соболев А.Л. К биографии Тихона Чурилина. 1. Завещание. URL: http://lukas-v-leyden.livejournal.com/100484.html (дата обращения: 30.08.2018).
-
Чурилин Т.В. Конец Кикапу. Полная повесть Тихона Чурилина. М., 1918.
-
Чурилин Т.В. Встречи на моей дороге / вступ. ст., публикация и коммент. Н. Яковлевой // Лица: Биографический альманах. 10. СПб., 2004. С. 408-494.
-
Чурилин Т.В. Стихотворения и поэмы / сост., подг. текста и коммент. Д. Безносова и А. Мирзаева. М., 2012. Т. 1.
-
Чурилин Т.В. Тяпкатань, российская комедия (хроника одного города и его народа) / подгот. текста, публикация и коммент. О.К. Крамарь // ФИЛОLOGOS. Вып. 18(3). Елец, 2013. С. 97-102.
-
Чурилин Т.В. Тяпкатань, российская комедия (хроника одного города и его народа / подгот. текста, коммент. и примеч. Ольги Крамарь. М., 2014.
-
Чурилин Т.В. Тяпкатань, российская комедия (хроника одного города и его народа) / подгот. текста, публикация и коммент. О.К. Крамарь // ФИЛОLOGOS. Вып. 20 (1). Елец, 2014. С. 89-94.
-
Чурилин Т.В. Из детства далечайшего. Главы из поэмы / подгот. текста, публикация и коммент. О.К. Крамарь // ФИЛОLOGOS. Вып. 4 (27). Елец, 2015. С. 77-96.
-
Яковлева Н.А. Об одном стихотворении Т. Чурилина // Тихие песни: историко-литературный сборник статей к 80-летию Л.М. Турчинского / сост. А.Л. Соболев, А.Б. Устинов; отв. ред. А.Л. Соболев. М., 2014. С. 399-407.