Журнал «Филоlogos»
Выпуск №38 (3) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-38-3-46-53
ИННОВАЦИОННОЕ ИНФОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ АДРЕСНЫХ СЛОВАРЕЙ
Создание и совершенствование словарей в целом идет в русле сформировавшихся представлений о типах толковых словарей. Определяющее влияние на подбор слов в словаре и выбор того или иного типа толкования оказывает представление о типе словаря. Вместе с тем тот или иной тип словаря рассчитан на определенную группу читателей, то есть должен иметь адресата. В статье предпринята попытка ввода в оценку словарной дефиниции важнейшего критерия - критерия адресности. Оценка осуществлялась с позиций информативной емкости и адресной направленности. Учет этого критерия существенным образом меняет содержание словарной статьи. В статье также рассматривается типология способов толкования слов в словарях и дается их прагматическая оценка с точки зрения реализации принципа неединственности лексикографического описания, то есть их адресности. Выделение основных групп адресатов толковых словарей может послужить толчком для создания специальных адресных словарей и, прежде всего, для выявления особенностей словарных дефиниций в этих словарях. Такой подход к словарю можно считать суженным, но нам он представляется оправданным: только реально оценив потребности рядового пользователя, можно более тонко и дифференцированно реализовать основные принципы лексикографического описания. Наш подход не отменяет все необходимое многообразие подачи слова в словаре, так как только весь набор признаков создает реальную картину бытования слова. Но если правомерно противопоставление языка и речи, то вполне правомерен, с такой точки зрения, подход к слову в словаре со всем его потенциалом - с одной стороны, и конкретной ситуации общения, когда требуется минимум информации о значении, - с другой стороны. Этот минимум соотносится с парадигматическим аспектом описания, соответственно, наиболее важной частью описания слова для пользователя является дефиниция с типовой пометой. Теоретически важным представляется ввод критерия адресности, регулирующего не только словник и характер иллюстративного материала, но структуру и объем словарной дефиниции.
Ключевые слова
словарь; адресатность; адресность; языковая личность; словарное толкование; словарные дефиниции; dictionary; targeting performance; linguistic personality; dictionary interpretation; dictionary definitions
INNOVATIVE INFORMATIVE PROVIDIVG OF THE INDIVIDUAL BY CREATING TARGETED DICTIONARIES
The creation and improvement of dictionaries in general goes in line with the formed ideas about the types of explanatory monolingual dictionaries. The determining influence on the selection of words in the dictionary and the choice of a particular type of interpretation has an idea of the type of a dictionary. However, a particular type of dictionary is designed for a certain group of readers, that is, it must have an addressee. An attempt to input into the evaluation of dictionary definition the most important criterion of targeting is made in the article. The evaluation was carried out in terms of informative capacity and targeted focus. Taking into account this criterion significantly changes the content of the dictionary entry. The article also considers the typology of the ways of words interpretation in dictionaries and gives their pragmatic assessment from the point of view of the principle of non-uniqueness of a lexicographical description, that is, their targeting. The identification of the main groups of addressees of dictionaries can serve as the stimulus for the creation of special address dictionaries and, above all, to identify the features of dictionary definitions in these dictionaries. This approach to the dictionary can be considered narrowed, but it seems justified to us, since only by really assessing the needs of the average user it is possible to implement the basic principles of lexicographical description more subtly and differentially. Our approach does not negate all the necessary diversity of word submission in the dictionary, as only the whole set of features creates a real picture of the existence of the word. But if it is legitimate to contrast language and speech, it is quite legitimate, from this point of view, the approach to the word in the dictionary with all its potential on the one hand, and the specific situation of communication, when you need a minimum of information about the meaning on the other hand. This minimum is related to the paradigmatic aspect of the description, respectively, the most important part of the description of the word for the user is the definition with the standard mark. Theoretically, it is important to enter the criterion of targeting, which regulates not only the vocabulary and the nature of the illustrative material, but the structure and volume of the dictionary definition.
Список литературы
-
Арутюнова Н.Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике // ИАН ОЛЯ. Серия литературы и языка. 1973. Т. 32. Вып. 1. С. 84-89.
-
Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1981. Т. 40. № 4. С. 84-89.
-
Арбатский Д.И. О сущности тавтологии в семантических определениях // Вопросы языкознания. 1974. № 2. С. 56-63.
-
Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977.
-
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
-
Демьянков В.З. Аргументирующий дискурс в общении: (по материалам зарубежной лингвистики) // Речевое общение: Проблемы и перспективы. М., 1983. С. 114-131.
-
Демьянков В.З. Образ адресата // Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. М., 2003. С. 376-377.
-
Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М., 1993.
-
Денисова М.А. Словарь как связь слов с жизнью // Русский язык в школе. 2000. № 1. С. 23-27.
-
Дорошевский В.О словарных определениях значений слов. Элементы лексикологии и семиотики. М., 1973.
-
Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь. Кн. 1. М., 1994. С. 190-218.
-
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 4-е. М., 2004.
-
Краус А. К общим вопросам социолингвистики // Вопросы языкознания. 1974. № 3. С. 27-36.
-
Никитин М.В. Лексическое значение слова. М., 1983.
-
Никольский Л.Б. О предмете социолингвистики // Вопросы языкознания. 1974. № 1. С. 60-67.
-
Ожегов С.И. О трех типах толковых словарей русского языка // Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура русской речи: учебное пособие для вузов. М., 1974. С. 158-182
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1978.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.
-
Падучева Е.В., Розина Р.И. Семантический класс глаголов полного охвата: толкование и лексико-синтаксические свойства // Вопросы языкознания. 1993. № 6. С. 5-17.
-
Полонский А.В. Категориальная и функциональная сущность адресатности (на материале русского языка в сопоставлении с польским): дис. … докт. филол. наук. Белгород, 2000.
-
Ряполова М.А. Типовые модели семантизации знаменательной лексики в СО и МАС: Сравнительная характеристика в аспекте адресности лексикографического текста: автореф. дис.. канд. филол. наук. Белгород, 1997.
-
Самосенкова Т.В. Словарь русского языка для иностранных студентов: каким ему быть… // Проблемы современной лексикографии / Материалы международной научной конференции. Белгород, 1999. С. 68-69.
-
Химик В.В. Категория суъективности и ее выражение в русском языке. Л., 1990.
-
Шведова Н.Ю. Однотомный толковый словарь. Специфика жанра и некоторые перспективы дальнейшей работы // Русский язык. Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. М., 1981. С. 166-179.
-
Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 1976.
-
Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. C. 265-304.
-
Черняховская Л.А. Смысловая структура текста и ее единицы // Вопросы языкознания. 1983. № 6. С. 117-126.
-
Языковая картина мира и системная лексикография // Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д., Бабаева Е.Э. / под ред. Ю.Д. Апресяна. М., 2006.
-
Bocchi J.S. Forming Constructs of Audience Convention, Conflict, and Conversation // Journal of Business and Technical Communication. 1991. № 5. P. 151-172.
-
Livingstone S. The Challenge of Changing Audiences, Or What is the Audience Researcher to do in the Age of the Internet? // European Journal of Communication. 2004. № 19. P. 75-86.