Журнал «Филоlogos»
Выпуск №38 (3) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-38-3-54-59
Словообразовательные характеристики неологизмов тематической области интернет и социальные сети в русском и немецком языках
Данная статья посвящена проблеме образования новых слов в тематической области Интернет и Социальные сети. Появление новых слов и новых значений слов в языке считается неотъемлемой чертой развития любого общества, его духовной и материальной культуры. Во многих развитых языках количество неологизмов, употребляемых в газетах и журналах в течение одного года, достигает десятков тысяч. Это связано с социальной потребностью в именовании всего нового и в его осмыслении, внутриязыковыми факторами такими, как тенденция к экономии, унификации. Новые слова в большинстве случаев придают естественному языку экспрессивность, динамичность, актуальность, удовлетворяют потребности его носителей. Неологизмы являются отражением духа времени, единства смыслов, установок, ценностей и стереотипов, характеризующих социум в определенный момент его существования. По неологизмам можно судить, что было наиболее значимым и важным в эпоху их существования, какие изменения происходили в общественном мировоззрении, что наибольшим образом интересовало носителей языка. Каждый временной отрезок обладает некоторым набором слов, которые, в силу каких-либо обстоятельств и факторов, являются модными, широко и разнообразно употребляемыми. Такие лексические единицы можно смело считать «знаковыми» единицами определенного периода. И в большинстве случаев именно неологизмы выступают в роли «знаковых слов». В данной статье рассматриваются различные способы и методы образования новых слов, при помощи которых появились новые лексические единицы исследуемой тематической области. Сейчас одним из наиболее актуальных вопросов неологии является проблема неоднозначности определения термина «неологизм». Под неологизмами в работе понимаются не только новообразованные слова и слова, заимствованные из других языков, но и уже существующие в языке слова, которые обрели новое значение. В работе рассматриваются различные классификации новых слов по способам их появления, существующие в русском и немецком языкознании.
Ключевые слова
неологизмы; словообразовательные способы; заимствование; неология; классификация новых слов; социальные сети; Интернет; neologisms; loan-words; neology; social networks; the Internet; classification of new words; word-formation methods
WORD-FORMATION FEATURES OF NEOLOGISMS OF SOCIAL NETWORKS IN THE RUSSIAN AND GERMAN LANGUAGES
The paper deals with the problem of formation of neologisms in the Russian and German languages in the thematic field of social networks and the Internet. The emergence of new words and meanings of the words is an essential part of development of any society. In many developed languages there are thousands of neologisms used in media during one year. The reasons are the social need of naming of new notions and linguistic factors such as tendency to economization and unification. In most cases new words make the language more expressive and modern; they meet the needs of its speakers. They reflect zeitgeist, unity of attitudes and values and describe the society. They show what was important in times they occurred, what viewpoints were topical at that time. Each period of time has some groups of words that are topical and widespread due to some reasons. Such words are the symbolic words of the period. And in most cases neologisms play this part. This paper deals with different means of word formation with the help of which neologisms emerge. Nowadays one of the most topical aspects of neology is the problem of determination of the term "neologism". By neologisms we understand newly emerged words and loan-words and also the words that already exist in the language but acquire a new meaning. This paper also studies the classifications of the neologisms in the thematic field of social networks and the Internet in accordance with the way they were formed in the Russian and German linguistics.
Список литературы
-
Попова Т.В. Русская неология и неография: учеб. пособие. Екатеринбург, 2005.
-
Розен Е.В. Немецкая лексика: история и современность: учеб. пособие. М., 2007.
-
Neuer Wortschatz. Neologismen der 90er Jahre im Deutschen / D. Herberg, M. Kinne, D. Steffens unter Mitarbeit von Elke Tellenbach, Doris Al-Wadi. Berlin / NewYork, 2004.
-
Holz L. Untersuchungen zu Neologismen in der Tagespresse: Grundlagen, Erscheinungsformen und Funktionen. 1 Aufl. Saarbrücken, 2009.
-
Werner A. Studien zur modernen deutschen Lexikographie: Ruth Klappenbach Auswahl aus den lexikographischen Arbeiten. Amsterdam, 1980.