Журнал «Филоlogos»
Выпуск №38 (3) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-38-3-88-97
СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ПРОЗЕ В.М. ШУКШИНА (НА ПРИМЕРЕ КИНОПОВЕСТИ «КАЛИНА КРАСНАЯ»). РЕТРО-ВЗГЛЯД ИЗ ЭПОХИ 1960-1970-Х ГОДОВ
В статье рассматриваются некоторые аспекты творчества В.М. Шукшина и его произведения «Калина красная» в рамках перспективного направления современного литературоведения, включающего изучение литературы в контексте культуры - межвидовой коммуникации (литература - режиссура - актерское мастерство) и в междисциплинарном интегрировании. Анализируются публицистические статьи автора, а также исследования исключительно его современников в данном аспекте, в строгом соответствии с темой заявленного гуманитарного научного проекта КНР. Определяется степень соотнесенности киноповести в ее текстовом варианте и художественного пространства одноименного кинофильма, выявляются некоторые жанровые характеристики шукшинского феномена. «Кинолитература» Шукшина - это не адаптированные к кино литературные произведения и не киносценарии. Шукшин изначально дает установку на то, что кинолитература должна быть гибкой, трансформироваться на съемках. Автор при создании текста не до конца осмысливает созданные им образы, средства художественной выразительности и прочие компоненты. Авторская мысль после написания киноповести продолжает развиваться. Шукшинский литературный текст гибок, вместителен; он открыт, распахнут для новых уточнений, корректировок, соображений. В какой-то степени это некая вариативная аналогия знаменитых чеховских и не только чеховских «открытых финалов», вполне характерных для традиционной поэтики русской литературы в целом. Монтажная композиция киноповести формально организует повествование и в то же время своеобразно раскрывает содержание произведения, играет значительную роль в формировании характеров героев. Подробные, развернутые описания природы, портретные характеристики, зарисовки интерьера - в целом то, что обычно «останавливает» действие и способствует пониманию происходящих событий и образов героев - сведены до минимума. Текст организуется диалогом с минимальными вкраплениями авторских ремарок, следовательно, характеры раскрываются в речи, во взаимодействии друг с другом. Пространных монологов, тем более внутренних размышлений персонажей, практически нет, так как они замедляют действие и открыто демонстрируют их позицию. Авторское отношение к происходящему, к героям также не выражено непосредственно в тексте произведения. Велика роль подтекста, то есть того, что прочитывается и просматривается за внешними действиями и звучащими репликами. Киноповесть ориентирована на «показ», вследствие чего большое внимание обращено на мимику, жесты, движения действующих лиц. Одной из отличительных особенностей киноповести как жанра является динамичность повествования, обилие глагольных конструкций, его организующих, скрывающие за собой их внутреннюю жизнь.
Ключевые слова
синтез искусств; кинолитература; киноповесть; специфика жанра; сценарий; традиция; речевые характеристики; synthesis; film and television work; movie-essay; genre features; picture play; tradition; language features
THE ARTISTIC COMPOSITION OF THE SHUKSHIN'S NOVELS (ON THE ANALYSIS OF THE FILM "HONGMEI"). RETROSPECT TO 1960-1970
In this article, the writer's creative ideas and work "Hong mei flowers blooming" are analyzed, including the study of literature in the context of culture - across the forms of communication (literature, art direction, performing arts) and across the liberal arts. The authors analyze the published works of the writer and pay special attention to the contemporary studies on relevant works under the theme of the Chinese humanities. The authors study the correspondence between the film story and the text, the artistic space of the film of the same name; explore the unique theme features of Shukshin's works. Shukshin's film literature was not formed on the basis of literary works, films and film scripts. V.M. Shukshin insisted on the flexibility of film literature from the beginning which is formed in the film. The writer does not fully understand his own creation form, artistic expression means and other contents in the text creation. The writer's creative thinking has not matured after the creation of film stories. Shukshin's works are flexible and rich in the content. The arrangement of the story is similar to the change of the characters; it arranges the plot in the form, as well as develops the unique narrative text content, which is important to reveal the hero character. Natural environment description, portrait description, and location description which are used to promote the understanding of the characters are little in Shukshin's film narrative. The text is restricted by the author's annotated description, and its textual features are mainly reflected in the language. There are few narrations or monologues from the main characters, as this will slow down the plot. The subtext plays a very important role in interpreting the meaning of the external behavior discourse. The focus of the film's story should be on the presentation, but the result is the focus on facial expressions, gestures and behavior.
Список литературы
-
Горн В.Ф. Характеры Василия Шукшина. Барнаул, 1981.
-
Овчаренко А.И. Рассказы и повести Василия Шукшина // Русская литература, 1987. № 3. С. 19-37.
-
Официальный сайт Фонда В.С. Высоцкого.URL: http://www.kulichki.com/masha/vysotsky/pesni/concerts/ (дата обращения 01.03.2018).
-
Толченова Н.П. Василий Шукшин - его земля и люди. Барнаул, 1978.
-
Хворова Л.Е. Английская романистика на российском экране: Ч. Диккенс и У. Коллинз (к проблеме текстовой прецедентности, межкультурной и межвидовой коммуникации). Матерiали Міжнародної Науково-Мистецької конференції «Магія культур»: гортаючи сторiнки свiтової культури. Київ, 2012. С. 101-107; Хворова Л.Е. «Выбор» как художественный текст Ю. Бондарева и «кинотекст» В. Наумова: Поэтика не для всех. Часть первая. Рецепция и «диалогизация текстов» как теоретический базис исследования синтетических жанров // Профессиональная коммуникация: актуальные проблемы преподавания и исследования. Коллективная монография; Тамбов, 2016. С. 190-197; Хворова Л.Е., Цзоу Хаопин «Выбор» как художественный текст Ю. Бондарева и кинотекст В.Наумова: Поэтика не для всех. Часть вторая. «Рамзинский» грех штрихи к исследованию. Вестник Тамбовского университета: Серия «Филологические науки и культурология. Вып. 2 (6), 2016. С. 78-85.
-
Хворова Л.Е., Савенкова Т.О. Синтез искусств в русской и европейской литературе и попытки его формулирования в публицистике В.М. Шукшина (контуры проблемы). Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2011. № 12 (104). С. 680-683.
-
Хисамова Г.Г. Диалог как способ раскрытия речевой маски персонажа в рассказах В.М. Шукшина // Русская словесность. 2004, № 3. С. 62-66.
-
Шукшин В.М. Калина красная. М., 2006.
-
Шукшин В.М. Публицистика // Шукшин В.М. Тесно жить. М., 2006.