Журнал «Филоlogos»
Выпуск №39 (4) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-39-4-5-12
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ ПЛАСТЫ РАССКАЗА И.А. БУНИНА «РУСЯ»
В статье рассматривается рассказ И.А. Бунина «Руся», который открывает второй раздел цикла рассказов о любви «Темные аллеи». В работе показано, что в сравнении с первым разделом цикла, в котором доминировал мотив воспоминаний, в рассказе «Руся» начинает формироваться иной доминантный мотив «былых воспоминаний» - мотив любви, формируя из циклических бунинских рассказов классическую «энциклопедию любви». В статье акцентировано внимание на сложности «вычурной» композиции рассказа «Руся», на ее рамочности, многоуровневости, координационной векторности и неоднородной сплетенности. Намечен ракурс новой для «Темных аллей» нарративной стратегии, когда образ нарратора-повествователя не совпадает с образом нарратора-рассказчика, объективный «внешний» наблюдатель кардинально отличается от «внутреннего» героя-участника событий. Хронотопическая структура рассказа отчетливо распадается на «тогда» и «теперь», «там» и «здесь». В статье прослежена образно-мотивная система рассказа и в центр рассуждений выведен образ главного женского персонажа - юной художницы Руси. В ходе анализа рассказа намечены интертекстуальные связи бунинского текста с текстами-предшественниками, обозначены точки его соприкосновения с библейскими историями, с любовными историями мирового уровня - шекспировской трагедией «Ромео и Джульетта» и средневековой арабской сказкой «Лейли и Меджнун». Если с Шекспиром героев Бунина роднит мотив «семейного запрета», воплощенный в рассказовом тексте посредством образа матери героини, то с известной восточной легендой о «безумных» влюбленных текст Бунина соприкасается на уровне отдельных деталей, портретных черт героев, мотивной вариативности. В ходе рассмотрения рассказа Бунина «Руся» привлечен критический материал - работы современных литературоведов И.А. Есаулова, Т.В. Марченко, О.В. Сливицкой, в которых исследователи по-разному трактуют финальные эпизоды бунинского рассказа (и в том числе «вставной» эпизод с журавлями). На основе сопоставления и осмысления различных точек зрения ученых в статье предложены новые - вариативные - направления прочтения как заключительного эпизода бунинского рассказа, так и аксиологической сущности поведения бунинских персонажей.
Ключевые слова
И.А. Бунин; цикл «Темные аллеи»; рассказ «Руся»; образно-мотивная система; интертекст; Ivan Bunin; series "Dark alleys"; story "Rusya"; figurative and motivic system; intertext
INTERTEXT OF IVAN BUNIN'S STORY "RUSYA"
The article deals with the story of Ivan Bunin "Rusya", which opens the second section of the cycle of stories about love "Dark alleys". The paper shows that in comparison with the first section of the cycle, which was dominated by the motif of memories, in the story "Rusya" a dominant motif of memories begins to form - the motif of love, forming a classic "encyclopedia of love" by Bunin. The article focuses on the complexity of the "pretentious" composition of the story "Rusya", on its framework, multilevel, coordination vector and heterogeneous interweaving. A new perspective for the "Dark alleys" narrative strategy is outlined, when the image of the narrator does not coincide with the image of the teller, the objective "external" observer is radically different from the "internal" hero-participant of the events. The chronotopic structure of the story clearly splits into "then" and "now", "there" and "here". The article traces the figurative and motivic system of the story and the image of the main female character - a young artist Rusya - is brought to the center of reasoning. The analysis of the story outlines connections between Bunin's text with text-predecessors, marks the points of contact with the biblical stories, love stories of world level - the Shakespearean tragedy "Romeo and Juliet" and the medieval Arabian tale "Layla and Majnun". With Shakespeare, Bunin's heroes have in common the motive of "family ban", embodied in the text through the image of the mother of the heroine. With the famous Eastern legend of the "crazy" lovers Bunin's text is in contact at the level of individual components, the portrait features, motivic variations. During the consideration of the Bunin story "Rusya" critical material is involved in the article - the works of contemporary literary critics I. Esaulov, T. Marchenko, O. Slavickaya, in which the researchers demonstrate different interpretations of the final episodes of Bunin's stories (including "plug-in" scene with cranes). Based on the comparison and understanding of different points of view of scientists, the article proposes new - variable - directions of reading both the final episode of the Bunin's story and the axiological essence of the behavior of Bunin's characters.
Список литературы
-
Бунин И.А. Дневники // Бунин И.А. Полное собр. соч.: в 13 (16) т. М., 2006-2007. Т. 9.
-
Бунин И.А. Руся // Бунин И.А. Собр. соч.: в 9 т. М., 1966-1967. Т. 7. Темные аллеи. Рассказы 1931-1952 гг. С. 44-53.
-
Есаулов Е.А. Текст и мир рассказа И.А. Бунина «Руся» // Иван Бунин в духовно-культурном пространстве современности: Мат-лы Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию вручения Нобелевской премии писателю. Елец, 2014. С. 86-91.
-
Марченко Т.В. Опыт архетипического прочтения рассказа «Руся»: к интерпретации поздней бунинской прозы // Ежегодник Дома русского зарубежья. М., 2010. С. 107-140.
-
Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина. М., 2004.