Журнал «Филоlogos»
Выпуск №39 (4) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-39-4-76-81
БИБЛЕЙСКИЕ СИМВОЛЫ И ТОПОНИМЫ В РАССКАЗЕ И.А. БУНИНА «РОЗА ИЕРИХОНА»
Статья посвящена одному из малоизученных рассказов И.А. Бунина «Роза Иерихона». В начале статьи анализируются литературно-критические работы, в которых так или иначе упоминается рассказ. Это рецензии, опубликованные при жизни писателя, - рецензии Ю.И. Айхенвальда, Г.В. Адамовича, М.О. Цетлина и др. Среди современных исследователей отмечаются работы Л.Д. Беднарской, С.А. Васильева, Т.Н. Ковалевой. Указывается, что внимание критиков уделялось в основном поэтике языка, сюжетно-композиционным и стилистическим приемам писателя, попыткам реконструировать источники произведения. Истоками бунинского рассказа «Роза Иерихона» стали, в частности, дневниковые записи и воспоминания Буниных о путешествии в Святую Землю; библейские тексты (Пятикнижие Моисея, Евангелие от Матфея, Евангелие от Иоанна); религиозные предания (предание о цветке Девы Марии); житийная литература (житие преподобного Саввы). Круг чтения писателя впечатляющ, и в рассказе косвенно содержатся указания на сочинения святителя Димитрия Ростовского и патерики, а также на восточные легенды, которые мог слышать Бунин во время паломничества в Палестину. Далее в статье рассматриваются поэтические образы и топонимы. Библейская топонимика рассказа впечатляюща; топоним присутствует уже в самом названии произведения - Иерихон. Среди других библейских топонимов - Мертвое море, Синайские предгорья, Огненная долина, Палестина, Пятиградие, оазис и сад Рахили, Египетская пустыня. Центральный образ произведения - роза Иерихона, иначе, «дикий волчец», который является важным сюжетообразующим элементом произведения и одновременно «символом веры». Символичными в рассказе являются образ преподобного Саввы, цветы Рахили и источник вечной жизни. Через библейские символы и топонимы писатель актуализирует в рассказе одну из главных тем его творчества, - тему памяти. Авторская семантическая переоценка библейских топонимов раскрывает главную мысль произведения: у каждого народа должны быть свои «палестины» - источники памяти, любви, веры, без которых невозможно существование народа и конкретно - человека.
Ключевые слова
И.А. Бунин; «Роза Иерихона»; проза ХХ века; библейский символ; топоним; рассказ; I.А. Bunin; «The Rose of Jericho»; prose of the XX century; biblical symbol; toponym; the story
BIBLICAL SYMBOLS AND TOPONYMS IN THE I.A. BUNIN'S STORY "THE ROSE OF JERICHO"
The article deals with one of the little-known stories of Ivan Bunin "The Rose of Jericho". In the article we analyze the literary-critical works in which the story is mentioned. This review, published during the life of the writer is the review of Y.I. Eichenwald, G.V. Adamovich, M.O. Tsetlin and others. Among modern scholars the works of L.D. Bednarskaya, S.A. Vasiliev, T.N. Kovaleva are distinguished. The attention of the critics was paid mainly to the poetics of the language, plot-compositional and stylistic methods of the writer, attempts to reconstruct the sources of the work. The sources of Bunin's story "The Rose of Jericho" were, in particular, diary entries and memories of Bunin's journey to the Holy Land; biblical texts (the Pentateuch of Moses, the gospel of Matthew, the gospel of John); religious traditions (the legend of the flower of the virgin Mary); life literature (the life of St. Sava). The circle of reading of the writer is impressive, and the story indirectly contains indications of the works of St. Dmitry Rostovskiy and pateriks, as well as Eastern legends that Bunin could hear during his pilgrimage to Palestine. The article deals with the biblical place names and mythopoetic symbols, as well as the character of the poetic images. The biblical toponyms of the story are impressive; the toponym is already present in the title of the work - Jericho. Among the other biblical place names - the Dead sea, Sinai, Valley of Fire, Palestine, Paygrade, the oasis and the garden of Rachel, the Egyptian wilderness. The Central image of the work is the Rose of Jericho, otherwise «wild wolf», which is an important plot-forming element of the work and at the same time a symbol of faith. There are many symbols in the story: the image of the monk Sava, the flowers of Rachel and the source of eternal life. Through the biblical symbols and place names in the story the writer actualizes one of the main themes of his work - the theme of memory. The author's semantic reassessment of the biblical place names reveals the main idea: each nation should have its own «Palestine» - sources of memory, love, faith, without which the existence of the people and specifically - a person is impossible.
Список литературы
-
Адамович Г.В. [Рец. на кн.: Бунин И.А. Роза Иерихона. Берлин, 1924] // Звено. Париж, 1924. 10 нояб. (№ 93).
-
Акафист святому преподобному Савве Освященному (с житием). М., 2016.
-
Анастатика // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: в 86 т. СПб., 1890. Т. 1-а.
-
Беднарская Л.Д. Филологический анализ рассказов И.А. Бунина («Легкое дыхание», «Роза Иерихона», «Суходол») / Корпорация Российский учебник. URL: https://rosuchebnik.ru/material/filologicheskiy-analiz-rasskazov-i-bunina-lyegkoe-dykhanie-roza-ierikh/ (дата обращения: 03.08.2018).
-
Бунин И.А. Весной в Иудее. Роза Иерихона. Нью-Йорк, 1953.
-
Бунин И.А. Роза Иерихона // Наш мир. Берлин, 1924. № 13. 15 июня. Воскресное приложение к газете «Руль».
-
Бунин И.А. Роза Иерихона. Берлин, 1924.
-
Бунин И.А. Собрание сочинений: в 11 т. Берлин, 1935. Т. 8.
-
Бунин И.А. Собрание сочинений: в 8 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А.К. Бабореко. М., 1993-2000.
-
Бунин И.А. Стихотворения: в 2 т. / Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. Т.М. Двинятиной. СПб., 2014. Т. 2.
-
Васильев С.А. Стилевые традиции Державина в произведениях И.А. Бунина «Иерихон», «Роза Иерихона»: Образ Святой Земли // Васильев С.А. Стилевые традиции Г.Р. Державина в русской литературе XIX - начала XX веков. М., 2007. С. 127-132.
-
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / Под ред. И.А. Бодуэна де Куртенэ. М., 1994.
-
Даманская А.Ф. [Рец. на кн.: Бунин И.А. Роза Иерихона. Берлин, 1924] // Последние новости. 1924. 4 дек. (№ 1415).
-
Жития святых. Четьи-минеи святителя Димитрия Ростовского, изложенные по новому стилю: в 12 томах (Димитрий Ростовский, святитель). М., 2018. Т. XII. Декабрь. (Житие 1074).
-
Каменецкий Б. [Айхенвальд Ю.И.] Литературные заметки // Руль. Берлин, 1924. 15 окт. (№ 1176). С. 2-3. Рец. на кн.: Бунин И.А. Роза Иерихона. Берлин, 1924.
-
Ковалева Т.Н. Образ Востока в «путевых поэмах» И.А. Бунина «Тень Птицы» // Евразийская лингвокультурная парадигма и процессы глобализации: история и современность. Материалы II Международной научной конференции. Пятигорск, 2011. С. 53-55.
-
Львов Л.И. Роза Иерихона. Последняя книга рассказов Бунина // Возрождение. Париж, 1925. 27 июля (№ 55). Рец. на кн.: Бунин И.А. Роза Иерихона. Берлин, 1924.
-
Палестинский Патерик. СПб., 1895. Вып. 1: Житие Преподобного отца нашего Саввы Освященного.
-
Словари русского языка. Библейский Словарь к русской канонической Библии [Электронный ресурс]. URL: https://how-to-all.com/значение:синай (дата обращения: 04.07.2018).
-
Словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1984. Т. 3.
-
Толкование на Евангелие от Иоанна (свт. Иоанн Златоуст). М., 2010.
-
Третьяков В. [Рец. на кн.: Бунин И.А. Роза Иерихона. Берлин, 1924] // Сегодня. Рига, 1924. 29 нояб. (№ 272).
-
Хромченко С. Образы пустыни и сада в современном искусстве [электронный ресурс] / SANAT. Вып. 3. 01/07/2003. URL: http://sanat2013. orexca.com/rus/archive/3-03/desert_garden.shtml (дата обращения: 03.08.2018).
-
Цетлин М.О. [Рец. на кн.: Бунин И.А. Роза Иерихона. Берлин, 1924] // Современные записки. Париж, 1924. № 22. С. 449-451.
-
Черный А. [Рец. на кн.: Бунин И.А. Роза Иерихона. Берлин, 1924] // Русская газета. Париж, 1924. 29 нояб. (№ 186).