Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (1-2) (2008)
«ХАН-АЛТАЙ» ГЕОРГИЯ ГРЕБЕНЩИКОВА: МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
«KHAN-ALTAI» BY GEORGIY GREBENSHCHIKOV: MYTHO-POETICAL ASPECT
Georgiy Dmitriyevich Grebenshchikov, one of the greatest and most significant Russian writers-emigrants of the XX century, has left a rich literary heritage, the best pages of which are devoted to the fate of mysterious Altai. «My Siberia» is a summary of the writer's thoughts of Altai, this wonderful jewel of Russia. A peculiar meaning in the logic of the book «My Siberia» is given to its last part called «Khan-Altai». This tale genetically goes back to Altai mythology, in particular to cosmogonic myths. Turning to the cosmogonic myth, the writer in «Khan-Altai» believes in transformation of the world, in the idea that man and elements of nature in the process of development can become bearers of Light, Gladness and Love. Here the artist looks to the future, to that cherished transformation of the world when evil will lose its force, Exposing evil the author nevertheless gives hope for coming of «the time of great transformations», when the laws of mysterious Belovodye will become the necessity and the world will leam their power.
Список литературы
-
Григорий Николаевич Потанин (1835-1920) - путешественник, исследователь Центральной Азии и Сибири, этнограф, общественный деятель. Среди молодых друзей Потанина Гребенщиков занимал особое место потому, что в отличие от других подвижников Григория Николаевича, не имея систематического образования, до всего доходил собственным умом, «самоучкой» (о чем, кстати, он горестно сожалеет в одном из писем).
-
Гребенщиков, Г.Д. Моя Сибирь [Текст] / Г.Д. Гребенщиков. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. - С.12.
-
Балакина, Е.И. «Откуда есть пошла земля Сибирская…» [Текст] // Гребенщиков Г.Д. Моя Сибирь. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. - С.20-21.
-
Мифы и шаманизм Алтая [Текст]; сост. Владимир Арефьев. - Барнаул, 2002. - С.75.
-
«Деление мира на „белое" и „черное" у алтайских шаманистов не столь однозначно, как у христиан. Эрлика нельзя представлять в виде Сатаны. Скорее это один из демиургов добровольно взявшийся за черновую, неблагодарную, но необходимую работу» (См.: Мифы и шаманизм Алтая / Сост. Владимир Арефьев. - Барнаул, 2002).
-
Ср. со сказкой: огниво, волшебная палочка, живая и мёртвая вода.
-
«У каждого рода было своё особое дерево, в ветвях которого плодились души людей, спускавшиеся затем в виде птичек на землю, чтобы войти в чрево женщин из этого рода» (см.: Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Советская Энциклопедия, 1982. - Т. 1. - С. 400). Ср.: «…у европейских народов были широко распространены поверья, что люди берут младенцев из-под деревьев (ср. нем. Kleinkinderbaum, букв. «дерево маленьких детей») или что души предков живут в дереве, ветвях, листьях, цветах и т.п.)» (Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Советская Энциклопедия, 1982. - Т. 2. - С. 369).
-
Потебня, А.А. Символ и миф в народной культуре [Текст] / А.А. Потебня. - М.: Лабиринт, 2007. - С.41.
-
Мифы народов мира. Энциклопедия [Текст]: в 2 т.; гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Советская Энциклопедия, 1982. - Т. 2. - С. 681.