Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (40) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-40-1-27-32
ПРОЯВЛЕНИЕ ТАБУ В СИСТЕМЕ РОДСТВА АДЫГСКИХ ЯЗЫКОВ
В данной статье на материале адыгской речи исследуются причины возникновения и употребления табуирования. Каждый народ, являясь социально-культурной единицей, формирует определенный ряд запретов, ограничивающий поведение индивида, регулируя взаимоотношения внутри данного этноса. Являясь неизолированным от других народов, в адыгском обществе функционируют два типа табу - общечеловеческие (нецензурные слова) и присущие только самим (запрет на называние членов семьи по именам). Адыгский дискурс отличается высокой степенью табуированности речевого поведения, что до сих пор не находило должного внимания ни у этнографов, ни у лингвистов. Это прежде всего затрагивает систему родственно-свойственных отношений. Все грани коммуникативного табуирования (строгость, аксиоматичность, интимность, и т.п.) возможно отследить именно в обозначенной в статье коммуникативной сфере адыгского социума. Раскрываемый в статье вопрос является одним из основополагающих факторов взаимоотношений в семье, между родственниками и кругом общения субъекта. Запрет не только на употребления в речи личных имен старших членов семьи, но и на многие действия личностного характера, показ на людях эмоций между супругами, детьми и родителями - все это являлось фундаментом адыгского этикета Адыгэ хабзэ. Если употребление табуированной лексики в современном обществе ассоциируется с социальным положением или для молодежи неким самоутверждением среди сверстников, то в адыгской речи - это выражение невоспитанности и отсутствия уважения к окружающим. В отличие от многих народов, такой элемент табу как умалчивание у адыгов не ассоциировалось с согласием: оставленный без ответа вопрос не повторялся в дальнейшем общении. Сложность обоснования табу объясняется не только его естественностью, но и недостаточной мотивированностью. У рядового носителя родного языка поиск причин табуирования может вызвать затруднения. В данной статье мы предприняли попытку изучить феномен табу в речевом поведении членов семейно-родового клана адыгов.
Ключевые слова
коммуникативное табу; образные табу; невербальное табу; аксиоматичность; мотивированность; запрет; communicative taboo; figurative taboos; non-verbal taboos; axiomatically; motivation; ban
THE MANIFESTATION OF A TABOO IN THE KINSHIP SYSTEM OF THE ADYGHEAN LANGUAGES
In this article, on the material of the Adyghe speech, the causes of the emergence and use of taboo are investigated. Each nation, being a socio-cultural unit, forms a certain number of prohibitions that limit the behavior of the individual, regulating relations within this ethnic group. Being non-isolated from other nations, in the Adyghe society there are two types of taboos - universal (obscene words) and inherent only to themselves (the ban on naming family members by name). Adyghe discourse has a high degree of taboo speech, that still has not found due attention neither the anthropologists nor linguists. This mainly affects the system related-characteristic relations. All facets of the communicative taboo (rigor, axiomatically, intimacy, etc.) it is possible to track precisely indicated in the article communicative sphere of the Adyghe society. The question disclosed in the article is one of the fundamental factors of relationships in the family, between relatives and social circle of the subject. The ban not only on the use of personal names of senior family members in speech, but also on many actions of a personal nature, the display of emotions between spouses, children and parents - all this was the Foundation of the Adyghe etiquette Adyge habze. If the use of taboo vocabulary in modern society is associated with a social situation or for young people a kind of self - affirmation among peers, in the Adyghe speech it is an expression of bad manners and lack of respect for others. Unlike many nations, Adygs did not associate such an element of taboo as silence with consent: left unanswered question was not repeated in further communication. The complexity of the justification of the taboo is due not only to its naturalness, but also to the lack of motivation. An ordinary native speaker may find it difficult to find the reasons for tabooing. In this article we have made an attempt to study the phenomenon of taboo in the speech behavior of members of the family clan of the Adygs.
Список литературы
-
Адыгэ псалъэжьхэр (Адыгские пословицы). Нальчик, 1994.
-
Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.
-
Бижева З.Х. Язык и культура. Нальчик, 2000.
-
Куек Н.Ю. Собрание сочинений: в 8 т. Майкоп, 2012. Т. 5.
-
Маковский М.М. Системность и асистемность в языке. Опыт исследования антиномий в лексике и семантике. М., 2006.
-
Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 2000.
-
Москвин В.П. Эвфемизмы: системные связи, функции и способ образования // Вопросы образования. № 3. 2001. С. 58-69.
-
Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2000.
-
Степанов В.Н. Провокативный дискурс социально-культурной коммуникации. СПб., 2003.
-
Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь / Пер. с англ. М.К. Рыклина. М., 1998.