Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (40) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-40-1-33-39
ЖАНРОВАЯ КОНТАМИНАЦИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДУАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА «НА НОВЫЙ 1816 ГОД»
В данной статье исследуется дуальная архитектоника заявленного в теме стихотворения Ф.И. Тютчева. Анализ произведения показывает, что на семантико-тематическом и композиционно-метрическом уровнях оно четко следует двойному структурному плану, соответствующему авторской установке. Двойная жанровая структура в основном определяется универсальным для поэта приемом антитезы, в результате которого произведение, как правило, членится на две относительно аутентичные композиционные части, противопоставленные тематической установкой, лирическим настроением, обособленные индивидуальной семантикой, художественной модальностью, отношением субъекта лирического высказывания, его позицией, тональностью, типом текста и проч. Метод сравнения двух антагонистских частей (начал) показывает, что каждая из них действительно представляет собой фактически обособленный классический жанр - определенный тип оды. Первая часть в целом выливается в форму торжественно-духовной оды «ломоносовского» типа, вторая же представляет морально-дидактическую оду «державинского» типа. При этом поэт сам недвусмысленно указывает на свои литературные прототипы, используя перифразы, аллюзии. Двустилевое по характеру написания стихотворение, обусловливающее жанровую контаминацию, определяет идиостиль поэта на протяжении всего творчества, специфику его стихотворной речи, поэтику в целом. Совмещение двух жанров в одном произведении дает право говорить о творческом акте «встречи» в нем двух жанровых сознаний. В результате этого возникает эстетический эффект поэтического монтажа и поэтическая полифония.
Ключевые слова
жанровая дуальность; стиль; мирообраз; стихотворение; антитетический принцип; жанровая контаминация; the genre duality; style; worldview; poem; antithetical principle; genre contamination
GENRE CONTAMINATION AS A RESULT OF THE DUAL STRUCTURE OF F.I. TYUTCHEV'S POEM "IN A NEW WAY 1816"
This article explores the dual architectonics of the poem by F.I. Tyutchev stated in the topic. The analysis of the work shows that at the semantic-thematic and compositional-metric levels it clearly follows a dual structural plan, corresponding to the author's installation. The dual genre structure is mainly determined by the antithesis that is universal for the poet, as a result of which the work is usually divided into two relatively authentic compositional parts, opposed by thematic setting, lyrical mood, separated by individual semantics, artistic modality, the attitude of the subject of lyrical utterance, his position, key, type of the text, etc. The method of comparing two antagonistic parts (beginnings) shows that each of them really represents a virtually isolated classical genre - a certain type of ode. The first part as a whole results in the form of solemn and spiritual odes of the "Lomonosov" type, while the second part represents the moral-didactic ode of the "Derzhavinsky" type. In this case, the poet unequivocally points to his literary prototypes, using paraphrases, allusions. The two-word style of writing a poem, causing genre contamination, determines the poet's idiostyle throughout his work, the specifics of his poetic speech, poetics in general. The combination of two genres in one work gives the right to speak about the effect of the "meeting" in it two genre consciousnesses. As a result, there is an aesthetic effect of poetic installation and poetic polyphony.
Список литературы
-
Абузова Н.Ю. Катастрофический комплекс в стихотворениях Ф.И. Тютчева // Культура и текст. 2015. № 3 (21). С. 182-201.
-
Абузова Н.Ю. Пространственно-временная модель в лирике Ф.И. Тютчева // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. 2008. Вып. 8. С. 138-147.
-
Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М., 1997.
-
Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.
-
Державин Г.Р. Сочинения: Стихотворения; Записки; Письма. Л., 1987.
-
Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971.
-
Иванюк Б.П. Жанровая вставка в поэзии Г.Р. Державина // Филология и культура. Philology and culture. 2015. № 1 (39). С. 171-176.
-
Иванюк Б.П. Метафора и литературное произведение (структурно-типологический, историко-типологический и прагматический аспекты исследования). Черновцы, 1998.
-
Иванюк Б.П. Художественная целостность лирического произведения и проблемы его анализа (на материале стихотворения Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…» // Вопросы русской литературы: Республиканский межведомственный научный сборник. Вып. 2 (54). Львов, 1989. С. 50-57.
-
Лебедев Е.Н. Романтический мир молодого Тютчева // История романтизма в русской литературе: Романтизм в русской литературе 20-30-х годов XIX века (1825-1840). М., 1979. С. 81-107.
-
Матяш С.А. Жанр инвективы в поэзии Ф.И. Тютчева // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 11. С. 36-43.
-
Русская поэзия XVIII века. М., 1972.
-
Свердлов М. О жанровом мифе: что воспевает пиндарическая ода? // Вопросы литературы, 2002. № 6. С.103-126.
-
Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. М., 2004.
-
Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы: в 2 т. М., 2010.
-
Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М., 1957.
-
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М., 1987.
-
Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.