Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (40) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-40-1-40-45
ВАЛЕТА: СЛОВАРНЫЙ ФОРМАТ
Один из наиболее распространенных литературных мотивов - мотив прощания репрезентирован в европейской поэзии жанром валеты (от лат. vale - прощай). В статье обсуждается проблема ее жанровой идентификации, определяются ее различные тематические и стилевые модификации, выявляется соотнесенность с другими жанровыми мотивами и формами. Выделены наиболее частотные варианты и вариации валеты: прощание с человеком, прежде всего, любимым, с местом своего пребывания, в основном, родным краем, и со своим прошлым, преимущественно с юностью и жизнью. Помимо типичных, приводятся примеры оригинальных «прощаний», в том числе с творчеством. Отмечается, с одной стороны, вероятное наличие мотива прощания в альбе, элегии, романсе, песне, плаче, эпитафии, тестаменте, арабской касыде, японских нагауте и танка и его факультативное скрещивание с другими жанровыми мотивами - мнемоническим, tristia, «последнего стихотворения», реквиема, а с другой стороны, обогащения валеты мотивами разлученности, встречи, напутствия, возвращения, просьбы и т.п. Обращено внимание на характерный набор используемых риторических и композиционных фигур для реализации атрибутивного мотива валеты, на ее участие в осуществлении художественного целого (в роли жанровой вставки, композиционного и циклического компонента), на ее способность к жанровому синтезу.
Ключевые слова
валета; мотив прощания; стихотворные жанры; valeta; the parting motive; poetic genres
VALETA: A DICTIONARY FORMAT
One of the most common literary motives, that of the parting, is represented in the European poetry by the genre of valeta (from lat. vale - good bye). In this article we discuss the problem of its genre identification, consider its various thematic and stylistic modifications, and establish its correlation with other genre motives and forms. The most frequent variants and variations of valeta are singled out: parting with a person, first of all, the loved one; with the place where one lives, mostly, his or her native land; with one's past, predominantly, youth or life. Aside from typical instances, some original examples of "partings" are given, such as with one's creative activities. We point out, on the one hand, a likely presence of the parting motive in alba, elegy, romance, song, threnody, epitaph, testament, Arabic qasida, Japanese nagauta and tanka as well as its facultative crossings with some other genre motives, such as a mnemonic one, tristia, "the last poem", requiem, and, on the other hand, the enrichments of valeta with such motives as separation, meeting, the parting word, return, plea, etc. The characteristic set of rhetorical and compositional figures used for the realization of valeta's attributive motive, as well as its participation in the accomplishment of the artistic whole (in the role of a genre insertion or a compositional or cyclic component) and its capacity for genre synthesis are also considered.