Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (40) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-40-1-53-59
КИНЕМАТОГРАФ В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ Т.В. ЧУРИЛИНА
Кинематограф, в 20-е годы ХХ столетия стремительно завоевывавший культурное пространство советской страны, был предметом исследовательской и творческой рефлексии поэтов, писателей, режиссеров, ученых. Среди них - Н. Асеев, С. Бобров, Е. Замятин, В. Маяковский, В. Мейерхольд, Б. Пастернак, О. Брик, Ю. Тынянов, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум и многие другие деятели отечественной литературы, науки и культуры. Не был исключением в этом ряду и Т. Чурилин, на протяжении всей своей творческой биографии стремившийся к синтезу языков различных видов искусства в пределах одного литературного текста. Участие Чурилина в обсуждении проблемы взаимодействия искусства кино и искусства слова происходило как в форме открытых выступлений в периодической печати, так и в форме вживления кинематографических приемов в художественную ткань разножанровых литературных произведений. Презентация кинематографической составляющей литературного произведения осуществлялась Чурилиным в нескольких вариантах. Это употребление специфической лексики, акцентуализация визуального начала и использование формальных ресурсов кинематографа. Предметом особого внимания в предлагаемой статье является роман «Тяпкатань», репрезентирующий позднюю автобиографическую прозу Чурилина. Сумма признаков, характеризующих поэтику этого произведения, дает основание говорить о его литературной кинематографичности в том терминологическом объеме, который был предложен исследователем И. Мартьяновой в книге «"Кинематограф" русского текста»[4]. Это означает, что Чурилин испытывал особое пристрастие к монтажной организации романа-хроники, к использованию крупных планов в изображении героев, к созданию сжатых и лаконичных описаний, напоминающих надписи к фильмам эпохи немого кино. Частотность использования и органичность функционирования средств кинематографической выразительности в романе «Тяпкатань» позволяют утверждать, что, даже находясь под влиянием важнейших тенденций современной культурной эпохи, Чурилин ориентировался на основополагающие принципы собственного художественного мышления.
Ключевые слова
кинематографическая техника; монтаж; крупный план; титр; Т.В. Чурилин; «Тяпкатань»; cinematic technique; montage; close-up; caption; T.V. Churilin; "Tyapkatan"
CINEMA IN THE CREATIVE MINDS OF T.V. CHURILIN
Cinema, in the 20s of the twentieth century, rapidly conquered the cultural space of the Soviet country, was the subject of research and creative reflection of poets, writers, directors, scientists. Among them there are N. Aseev, S. Bobrov, E. Zamyatin, V. Mayakovsky, V. Meyerhold, B. Pasternak, O. Brik, Yu. Tynyanov, V. Shklovsky, B. Eichenbaum, and many other figures of Russian literature, science and culture. T. Churilin was no exception in this series, throughout his creative biography, who sought to synthesize the languages of different types of art within a single literary text. Churilin's participation in the discussion of the problem of interaction between cinema and the art of speech took place both in the form of open speeches in the periodical press and in the form of implantation of cinematographic techniques in the artistic fabric of different genres of literary works. Presentation of the cinematic component of the literary work was carried out by Churilin in several versions. This is the use of specific vocabulary, the accentuation of the visual principle, the use of formal resources of cinema. The subject of special consideration in the article is the novel "Tyapkatan", representing autobiographical prose by Churilin. The sum of the features characterizing the poetics of this work allows us to speak about its literary cinematography in the terminological volume, which was proposed by I. Martianova in the book "Cinematography" of the Russian text". This means that Churilin is particularly addicted to the editing organization of the text, to the use of close-up in the image of the characters, to concise and concise descriptions, reminiscent of the inscriptions to the films of the silent era of cinema. The frequency of use and organic functioning of the means of cinematic expression in the novel "Tyapkatan" allow to assert, that even under the influence of the most important trends of the modern cultural era, Churilin focuses on the fundamental principles of their own artistic thinking.
Список литературы
-
Дьяконова Ю.Б. Бронислава Корвин-Каменская. Материалы к творческой биографии // Проблемы научной реставрации памятников истории и культуры: Материалы конференции молодых ученых 26-27 апреля 2005 (Чтения памяти Л.А. Лелекова - 2005). М., 2005. С. 58-66.
-
Иванов Вяч. Вс. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины ХХ в. // Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино. М., 1988. С. 119-147.
-
Мартьянова И.А. «Кинематограф» русского текста. СПб., 2011.
-
Никитин Н. О надписях // Советский экран. 1926. № 6. С. 7.
-
Февральский А. «Кинофикация театра» // Искусство кино. М., 1978. № 4. С. 128-140.
-
Чурилин Т.В. О надписях // Советский экран. 1926. № 12. С. 7.
-
Чурилин Т.В. Встречи на моей дороге / Вступ. ст., публикация и коммент. Н. Яковлевой // Лица: Биографический альманах. 10. СПб., 2004. С. 408-494.
-
Чурилин Т.В. Тяпкатань, российская комедия (хроника одного города и его народа) / Подгот. текста, коммент. и примеч. Ольги Крамарь. М., 2014.