Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (40) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-40-1-83-91
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВТОРА И АДРЕСАТА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
В статье освещается теоретический аспект психолингвистических параметров при взаимодействии автора и адресата в политическом дискурсе. Определена специфика антропоцентрической парадигмы применительно к выбранному для анализу типа дискурса. Показано, что политик, рассматриваемый в динамике языковых процессов, трансформируется из языковой личности в дискурсивную. Приведена специфика использования политиком (как автором) языковых средств, а также эмоций и других психологических составляющих, позволяющая в сумме приблизиться к постижению его интенционального образа. Адресат в политическом дискурсе понимается в настоящей работе не как пассивный представитель аудитории, но как актор, сообразующий принятие тех или иных решений через определение и выражение предпочтений по поводу речевой деятельности политика. Отмечается, что в современных процессах порождения политических текстов ввиду их прагматической ориентированности фактор адресата и определение его образа не только не может игнорироваться, но и, наоборот, усиливается, способствуя достижению автором своих замыслов в части коммуникативных успехов при борьбе за власть и ее удержании. Через реагирование каждого адресата происходит и реакция общего социального адресата. Далее устанавливается взаимосвязь и определяется взаимозависимость образов автора и адресата. Приводятся аргументы, указывающие на преобладание эмоционального при восприятии речи и заинтересованности адресата и склонении к конкретным авторским идеям, нежели на критическом анализе и изучении фактологической информации о том или ином политическом субъекте. Тем не менее, показано, что через один текст проявляется только часть языковых возможностей политика. Автор разграничивает понятия «образ автора» и «языковая личность», включая в первое невербальную составляющую коммуникации. В то же время установлено, что «образ адресата» в собственно лингвистических исследованиях не получил еще достаточной разработанности, что определяет значительное проблемное поле будущих исследований. Сделан акцент на прагматическом аспекте политического дискурса. В завершение статьи подводятся итоги исследования, отражающие ключевые моменты при анализе психолингвистических параметров взаимодействия автора и адресата в политическом дискурсе.
Ключевые слова
политический дискурс; автор; адресат; язык; психолингвистика; дискурс; political discourse; author; addressee; language; psycholinguistics; discourse
PSYCHOLINGUISTIC PARAMETERS OF THE AUTHOR AND ADDRESSEE INTERACTION IN THE POLITICAL DISCOURSE
The article highlights the theoretical aspect of psycholinguistic parameters in the interaction of the author and the addressee in the political discourse. The specificity of the anthropocentric paradigm as applied to the type of discourse selected for the analysis has been determined. It is shown that a politician, considered in the dynamics of linguistic processes, is transformed from a linguistic personality into a discursive one. The specificity of the use by the politician (as the author) of linguistic means, as well as emotions and other psychological components, making it possible to get closer to the comprehension of his intentional image, is given. The addressee in the political discourse is understood in the present work not as a passive representative of the audience, but as an actor conforming to the adoption of certain decisions through the definition and expression of preferences regarding the speech activity of a politician. It is noted that in modern processes of generating political texts due to their pragmatic orientation, the addressee's factor and definition of its image can not only be ignored, but, on the contrary, is enhanced, contributing to the author's achievement in terms of communicative successes in the struggle for power and its retention. Through the reaction of each addressee the reaction of the general social addressee also occurs. Next, a relationship is established and the interdependence of the images of the author and the addressee is determined. Arguments are presented that indicate the predominance of the emotional in the perception of speech and the addressee's interest and inclination to specific author's ideas, rather than on a critical analysis and study of factual information about a particular political subject. Nevertheless, it is shown that through one text only a part of the language capabilities of a politician appears. The author distinguishes between the notions of "image of the author" and "language personality", including in the first non-verbal component of communication. At the same time, it has been established that the "image of the addressee" in the actual linguistic research has not yet been sufficiently developed, which determines a significant problem field for future research. Emphasis is placed on the pragmatic aspect of political discourse. The article concludes with a summary of the research, which reflects the key points in analyzing the psycholinguistic parameters of the interaction between the author and the addressee in political discourse.
Список литературы
-
Ансокова Д.В. Адресант и адресат как элементы англоязычного политического дискурса // Политическая лингвистика. 2012. № 4 (42). С. 81-84.
-
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка: автореф. дис. … докт. филол. наук. Минск, 1983.
-
Бакланова И.И. Образ автора и адресата нехудожественного текста: автореф. дис. … докт. филол. наук, М., 2014.
-
Балыкина О.С., Мисник М.Ю. Образ политического лидера в восприятии студентов // История. Общество. Политика. 2017. № 1 (1). С. 208-211.
-
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
-
Бахтин М.М. Язык в художественной литературе // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. М., 1996. Т. 5. С. 287-297.
-
Берендеев М.В. Образ и дискурс: к вопросу о дискурсивном характере формирования политических образов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2011. № 6. С. 91-99.
-
Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994.
-
Гаврилов Л.А. Политический дискурс в зеркале научного // Политическая лингвистика. 2016. № 2. С. 50-54.
-
Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. M., 2002. № 3. С. 32-43.
-
Зайчикова Н.В., Третьякова В.А. Роль паралингвистических средств в создании имиджа политика // Современные проблемы взаимодействия языков и культур. Материалы международной научно-практической конференции (Благовещенск, 25-26 апреля 2008 г.). Благовещенск, 2008. Ч. 1. С. 154-162.
-
Казанцева М.С. Спичрайтинг как технология подготовки политических текстов // Бизнес. Общество. Власть. 2010. № 5 (5). С. 25-39.
-
Каминская Т.Л. Образ адресата в текстах массовой коммуникации: семантико-прагматическое исследование: автореф. дис. … докт. филол. наук. СПб., 2009.
-
Качалова В.М. Политический дискурс как проблема отношений языка и власти // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 3-2. С. 31-35.
-
Кожемякин Е.А. Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры: автореф. дис.. докт. филос. наук. Белгород, 2009.
-
Ким И.Е. Автор и его заместители в неконтактной речевой коммуникации // Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 2. С. 70-82.
-
Колесникова С.Н. Политический дискурс: основные характеристики // Лингвистические парадигмы и лингводидактика. Ч. 2. Иркутск, 2007. С. 47-52.
-
Киуру К.В. Имиджевый политический медиатекст: институционализация понятия и жанровая типология // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 9. С. 52-57.
-
Кузьмина С.В. Политический дискурс как неотъемлемая часть политической коммуникации // Известия Саратовского государственного университета. Новая серия. Серия: социология, политология. 2011. Т. 11. № 2. С. 54-56.
-
Мартыненко Г.Я. Основы стилеметрии. Л., 1988.
-
Методология исследований политического дискурса: актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. Выпуск 1 / Под общ. ред. И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. Минск, 1998.
-
Плотникова С.Н., Домышева С.А. Политическое дискурсивное пространство: принципы структурирования // Политическая лингвистика. 2009. № 1 (27). С. 103-108.
-
Равочкин Н.Н. Особенности политического дискурса // Вестник Костромского государственного университета. 2018. Т. 24. № 3. C. 244-250.
-
Репина Е.А. Политический текст: психолингвистический анализ воздействия на электорат: монография. М., 2012.
-
Сардалова Л.Р. Категория адресата: современный статус и перспективы исследования // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. 2017. № 10. С. 75-79.
-
Седых А.П. Эмоционально-экспрессивные компоненты фразеологического дискурса В.В. Путина и А. Меркель // Политическая лингвистика. 2012. № 2. С. 39-45.
-
Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2001. № 3. C. 74-83.
-
Цуциева М.Г. Языковая личность политика как динамический феномен дискурса и текста // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 5 (83). С. 104-108.
-
Чернявская В.Е., Молодыченко Е.Н. Речевое воздействие в политическом, рекламном и интернет-дискурсе. М., 2017.
-
Шамсутдинова А.И. Языковые средства создания имиджа политика // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 2 (5). С. 342-344.
-
Bourdieu P. Social Space and Symbolic Power // Sociological Theory. 1989. Vol. 7. No. 1. P. 14-25.