Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (40) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-40-1-92-99
«ФИЛОРНИТ» САШИ СОКОЛОВА: ОПЫТ ПРОЧТЕНИЯ ТРИКСТЕРСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Статья посвящена рассмотрению специфики трикстерского высказывания в современной отечественной литературе. Для анализа выбран последний текст Саши Соколова «Филорнит» (2010), воспроизводящий трикстерский нарратив предшествующего романа «Палисандрия» (1985) и содержащий активные отсылы к нему, но вместе с тем демонстрирующий эволюцию как цели трикстерского высказывания, так и его структуры, способов создания и механизма действия. Актуальность трикстероцентричного дискурса в сверхтексте Саши Соколова связана с характерным неприятием конвенциональности, чем вызвано деконструирование, а в иных случаях и откровенное пародирование, разрушение любых форм, обладающих сакральным или императивным статусом. Однако в его поздних текстах, как и в позднем постмодернизме в целом, наблюдается большая концентрация на метатекстовых и внутритекстовых процессах, нежели на активном жесте. В этой связи претерпевает изменение и трикстерское высказывание. В частности, персонаж, транслирующий в тексте императивное слово, и герой-трикстер меняются местами: первый переводится в зону нестабильности, амбивалентности, сакральной клоунады, а второй десакрализуется и лишается своего авторского статуса. Развоплощенный герой-нарратор переходит на другой текстовый уровень и предстает как элемент фактуры, тела текста. Сходным образом в случае работы с социально-историческим контекстом трансформации подвергаются не социальные концепты, как это было раньше, а некое вещество социальности или плоть истории. Такое смещение ракурса дает возможность перейти от прямолинейного трикстерского шутовства и провокации к использованию ресурсных возможностей трикстерской практики: обнаружения двусмысленности, алогичности, разрыва, пустот и промежутков. Основной задачей такого рода высказывания становится осуществление трансгрессии: перехода от символизации и метафоризации как механизмов означивания к демонстрации становления текста и визуализации творческого акта.
Ключевые слова
Саша Соколов; «Филорнит»; «Палисандрия»; трикстерское высказывание; трикстерский нарратив; трансгрессия; Sasha Sokolov; Filornit; Palisandria; trickster utterance; trickster narrative; transgression
FILORNIT" BY SASHA SOKOLOV: THE EXPERIENCE OF READING A TRICKSTER UTTERANCE
The article is devoted to the consideration of the specifics of a trickster utterance in the modern Russian literature. The last text of Sasha Sokolov "Filornit" (Philornite) (2010) was chosen for the analysis. This text reproduces the trickster narrative of the preceding novel "Palisandria" (1985) and contains active references to it, but at the same time it demonstrates the evolution of both the goal of the trickster utterance and its structure, methods of creation and mechanism of action. The relevance of the trickster-centric discourse in Sasha Sokolov's supertext is associated with the characteristic rejection of conventionality, which causes deconstruction, and in other cases, undisguised parody and destruction of any forms with sacred or imperative status. However, in his late texts, as in late postmodernism as a whole, there is a greater concentration on metatextual and intratextual processes than on the active gesture. In this connection, the trickster utterance undergoes a change. In particular, the hero transposing an imperative word in the text and the hero-trickster change places: the first one is transferred to the zone of instability, ambivalence, sacral clowning, and the second one is desacralized and deprived of its author's status. The excarnated hero-narrator moves to another text level and appears as an element of the texture, the body of the text. Similarly, no longer social concepts, as it was before, but a certain substance of sociality or the flesh of history undergoes transformation in the case of working with the socio-historical context. This shift in perspective makes it possible to move from straightforward trickster jestering and provocation to using the resource capabilities of trickster practice: the detection of ambiguity, illogicality, rupture, voids and gaps. The main task of this kind of utterance becomes the realization of transgression: the transition from symbolization and metaphorization as the mechanisms of signification to the demonstration of the formation of the text and visualization of the creative act.
Список литературы
-
Липовецкий М. Трикстер и «закрытое» общество // Новое литературное обозрение. 2009. № 100. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/li19.html (дата обращения 12.11.2018).
-
Саморукова И.В. Художественное высказывание как эстетическая деятельность: типология и структура креативного опыта в системе дискурсов: автореф. дис. … докт. филол. наук. Самара, 2003.
-
Соколов Саша. Газибо // Соколов Саша. Триптих. М., 2011. С. 59-165.
-
Соколов Саша. Филорнит // Соколов Саша. Триптих. М., 2011. С. 167-267.
-
Тюленева Е.М. К вопросу о внутренних процессах в авторском сверхтексте Саши Соколова. Статья 1: Трансформация мотива // Вестник Костромского государственного университета. 2017. Т. 23. № 3. С. 145-149.