Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (41) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-41-2-12-18
ТОПОС КАК ПРОСТРАНСТВО ПАМЯТИ: СТРУКТУРА, СЕМАНТИКА, МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ
В статье освещены основные направления толкования топоса как значимого элемента художественного произведения. Обосновано его понимание как устойчивого художественного образа, обладающего пространственными координатами. Не каждый пространственный образ, представленный в произведении, может быть соотнесен с топосом. Топика представляет собой систему принципиально значимых в обширном культурно-историческом контексте пространственных образов. Вариантом реализации топоса в тексте является субтопос, выступающий в качестве пространства-гетеротопии - пространства, которое находится за пределами всех остальных мест, но при этом неразрывно связано с ними по принципу дополнительности и/или противопоставления. Подобного рода пространства характеризуются рядом специфических черт: способность совмещать в себе разнородные хронотопы; одновременная замкнутость и открытость; специфическая функциональность. Субтопосы-гетеротопии представляют собой пространственные образы, маркирующие переломные сюжетные ситуации. Возможность описания топоса посредством базовых философских категорий (онтологии, гносеологии, аксиологии) позволяет говорить о миромоделирующей функции топоса в пространстве художественного текста. Способность топоса выступать в качестве механизма сохранения и ретрансляции культурной памяти обусловлена его структурой. Не подверженное изменениям ядро топоса позволяют ему сохранять в себе устойчивые компоненты смысла, что образует платформу для успешного функционирования топоса в диахроническом срезе. Периферийные семы отражают аксиологическую составляющую мировоззрения конкретной эпохи, то есть позволяют топосу быть актуальным в аспекте синхронии. Трансформации топоса на уровне структуры (появление новых периферийных значений, смена векторов интерпретации центральных элементов) находят отражение в системе субтопосов, формируемой топосом.
Ключевые слова
топос; структура топоса; пространство; гетеротопия; культурная память; геном памяти; topos; structure of topos; space; heterotopia; cultural memory; memory genome
TOPOS AS A SPACE OF MEMORY: STRUCTURE, SEMANTICS, MECHANISMS OF DEVELOPMENT
The article highlights the main directions of the interpretation of topos as an important element of the literary text. The author proves the idea of topos as a sustainable artistic image with spatial coordinates. Not every spatial image presented in the text can be correlated with the topos. The topic is a system of fundamentally important spatial images in a broad cultural and historical context. A variant of the topos implementation in the text is a subtopos, which acts as a space - heterotopia - a space that is outside all other places, but is inextricably linked to them on the principle of complementarity and/or opposition. Such spaces are characterized by a number of specific features: the ability to combine heterogeneous chronotopes; simultaneous isolation and openness; specific functionality. Subtopic-heterotopia is represented by spatial images, marking the turning point of the story situation. The possibility of describing the topos by means of basic philosophical categories (ontology, epistemology, axiology) allows us to speak about the world-modeling function of the topos in the space of a literary text. The ability of topos to act as a mechanism for the preservation and retransmission of cultural memory is due to its structure. Unaffected core of the topos allows it to keep steady components of meaning that form the platform for the successful functioning of a topos in the chronological cut. Peripheral semes reflect the axiological component of the worldview of a particular era, that is, allow the topos to be relevant in the aspect of synchrony.
Список литературы
-
Автухович Т.Е. Топика в смене литературных эпох // Поэзия риторики: очерки теоретической и исторической поэтики. Минск, 2005. С. 26-84.
-
Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.
-
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407.
-
Булгакова А.А. Топика в литературном процессе. Гродно, 2008.
-
Докинз Р. Эгоистичный ген. М., 2013.
-
Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины: учеб. пособие. М., 1999. С. 32-41.
-
Курцiус Е.Р. Європейська лiтература i латинське середньовiччя / Пер. з нім. Анатолій Онишко. Львів, 2007.
-
Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении. URL: http://www.philology.ru/literature1/lotman-92f.htm. (дата обращения: 14.11.2018).
-
Махов А.Е. Топос // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
-
Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. Т. 3 (XVII - начало XVIII века). М., 1996. С. 11-261.
-
Переходцева О.В. Концепции памяти в современном западном литературоведении // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. Вып. 1(17). С. 157-164.
-
Самойлов А.Н. Русская топика в соотношении пространства и мышления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2014. № 29. С. 225-234.
-
Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227-283.
-
Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2006. Ч. 3. С. 191-205.
-
Хализев Е.В. Теория литературы: учебник. М., 2002.