Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (41) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-41-2-25-29
ФИЛОСОФИЯ И ПОЭТИКА РАННЕЙ ПРОЗЫ БОРИСА ЗАЙЦЕВА
Предметом рассмотрения в данной статье являются элементы импрессионизма ранних произведений Бориса Зайцева. Особое внимание уделяется рассказам, в которых нет привычного фабульного развития («В дороге», «Миф», «Сестра», «Земная печаль» и др.). Несмотря на это, эмоциональная наполненность произведений, созданная настроением героя или рассказчика, позволяет глубоко осмыслить все, что происходит и в мире в целом, и вокруг самого героя. Б. Зайцев создает особенный ритм повествования, некоторую мозаичность предметного мира, существующего только в понимании конкретного человека. При этом ощущается осознанное восприятие единения и взаимопроникновения всего живого на земле. Созерцание окружающего мира с позиций «натуралиста-бытовика» позволяет писателю высветить моменты его духовной активности. Несмотря на внешнюю бессюжетность некоторых рассказов, в повествовании вырисовываются детали, способствующие показать неброское, самое обыденное по-иному. Наблюдается переосмысление увиденного, на второй план уходит осознанно-логическое восприятие мира. Ведущим способом постижения Вселенной становится у писателя простое чувственное впечатление. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что ранние рассказы писателя созданы под влиянием импрессионизма, который в творчестве Зайцева несколько трансформировался. Мысль заменялась восприятием, рассудок - инстинктом, а сюжетное действие повествования - размышлениями о прожитой и будущей жизни, ее смысле, воспоминаниями о моментах, которые не только повлияли на мировоззрение героя, но и изменили его жизнь. Мечты о счастье сменялись думой о смерти. Перед читателем цепь эмоциональных состояний героя или рассказчика, из которых и выстраивается само произведение. Раннее творчество Зайцева вобрало в себя фактически все ключевые характеристики импрессионизма: лиричность, обостренную чувствительность, мозаичность, усиление цветописи и мелодики и другое. В импрессионистическом видении мира писателя воплотилась не только идея единения всего живого на земле, но и идея абсолютной любви и к ближнему, и к Земле-матери, и ко всей Вселенной.
Ключевые слова
импрессионизм; мозаичность; рассказ-впечатление; рефлексия; состояние души; impressionism; mosaic; story-impression; reflection; state of mind
PHILOSOPHY AND POETICS OF THE EARLY PROSE OF BORIS ZAITSEV
The subject of this article is the elements of impressionism in the early works of Boris Zaitsev. Particular attention is paid to the stories in which there is no usual plot development ("On the Road", "Myth", "Sister", "Earthly Sorrow", etc.). Despite this, the emotional fullness of the works, created by the mood of the character or the narrator, allows the reader to deeply comprehend everything that happens in the world as a whole, and around the character himself. B. Zaitsev creates a special rhythm of the narrative, a certain mosaic of the objective world that exists only in the perception of a particular person. There is a conscious perception of unity and interpenetration of all life on earth. Observation of the world from the standpoint of "naturalist describing everyday life" allows the writer to highlight moments of his spiritual activity. Despite the external plotlessness of some of the stories there appear in the narrative details that help to see the inconspicuous, the most ordinary in a different way. There is a rethinking of what he saw, consciously logical perception of the world goes into the background. The writer's simple sensory impression becomes the leading way of understanding the Universe. The study suggests that the early stories of the writer were created under the influence of impressionism, which was somewhat transformed in the works of Zaitsev. Thought was replaced by perception, reason by instinct, and the plot action of the narrative by reflections on past and future life, its meaning, by memories of moments that not only influenced the worldview of the hero, but also changed his life. The dreams of happiness were giving way to the thoughts of death. The reader observes a chain of emotional states of the character or the narrator, from which the work itself is built. Early works of Zaitsev have absorbed practically all key characteristics of impressionism: the lyricism, the increased sensitivity, mosaic, intensification of color painting and melody, etc. The impressionistic vision of the writer’s world embodied not only the idea of unity of all life on earth, but also the idea of absolute love for one's neighbours, the Earth-mother, and the whole Universe.
Список литературы
-
Зайцев Б.К. Сочинения: в 3 т. Т. 1. М., 1993.
-
Ильин И. О русской идее // Русская идея. М., 1992.